Метод "6 шляп мышления" Эдварда де Боно: основные принципы, примеры. Эдвард де Боно. Шесть шляп мышления Нестандартное мышление самоучитель эдвард де боно

  • Эдвард де Боно - ведущий деятель в сфере креативного мышления и человек, преподающий мышление как науку. Тысячи людей создают программное обеспечение для компьютеров, а Эдвард де Боно - для мозга человека.Из понимания того, что человеческий мозг функционирует как самоорганизующаяся информационная система, он развил концепцию и инструменты «латерального мышления». Кроме того, он изобретатель «параллельного мышления» и метода «Шесть шляп мышления». Его инструменты для мышления и восприятия - CoRT и DATT - широко используются в бизнесе.Инструкциями Эдварда де Боно по конструктивному мышлению воспользовались многие ведущие корпорации, в их числе IBM, Microsoft, Prudental, ВТ (Британия), NTT (Япония), Nokia (Финляндия) и Siemens (Германия). Национальная команда Австралии по крикету, используя эту технику, стала самой успешной командой в истории.Группой ученых из Южной Африки доктор де Боно был включен в список 250 людей, которые оказали наибольшее влияние на человечество. Крупнейший австралийский бизнес-журнал включил его имя в список «двадцати живущих провидцев». Одной из ведущих консалтинговых компаний де Боно был признан в числе 50 наиболее влиятельных современных мыслителей.Э. де Боно. Шесть фигур мышления.Предисловие............................................................................6Введение....................................................................................91. Цель. Фигура: треугольник.............................................132. Точность. Фигура: круг.....................................................373. Точка зрения. Фигура: квадрат......................................494. Интерес. Фигура: сердце..................................................675. Ценность. Фигура: бриллиант........................................816. Результат. Фигура: прямоугольник..............................97Заключение.........................................................................106«Паста правды».................................................................107Об авторе.............................................................................110Внимание - это важная составляющая человеческого мышления. Но, к сожалению, мы не часто об этом задумываемся. Мы воспринимаем внимание уже как конечный факт. Внимание чаще всего притягивается к чему-то необычному. Если вы увидите кого-то лежащим на дороге, ваше внимание будет приковано к нему. Если вы увидите забавную ярко-розовую собачку, то она привлечет ваше внимание и разбудит симпатию. В этом заключается слабость нашего внимания. Оно приковано к чему-то необычному. Но сколько внимания мы уделяем привычным вещам?Восприятие - вот еще одна составляющая нашего мышления. Исследования Дэвида Перкинса в Гарварде показали, что 90% ошибок мышления были следствием ошибок восприятия. Ни одна логическая цепочка не может быть построена без ошибок восприятия конкретного человека. Теорема Гёделя показывает, что фактически ни одна такая цепочка не может являться доказательством основной позиции философа, поскольку основана на личном восприятии. В свою очередь внимание является составляющим звеном восприятия. Без сосредоточения на предмете мы видим только его привычные стороны.ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯМожно ли управлять своим вниманием? Не нужно ждать, когда внимание разбудит что-то необычное, мы можем концентрировать его определенным образом с помощью фигуры, или рамки, или фрейма.Так же как можно посмотреть в сторону юга или в сторону севера, мы можем направить свое внимание через выбранную нами фигуру. Об этом и говорится в данной книге. Шесть фигур - это шесть окон, через которые можно смотреть. Потом мы оцениваем увиденное, а оценка напрямую зависит от окна, через которое мы смотрели.В этом контексте мы можем видеть все так, как нам надо. Мы смотреть через окно ценности. Или окно интереса. Или окно точности. Каждый из шести фреймов служит для привлечения внимания.ГРУДА ИНФОРМАЦИИМы окружены информацией со всех сторон. И нет ничего проще, чем найти ее (например, в Интернете). Но информация сама по себе - не ценность. Важно то, как мы вычленяем действительно важную для нас информацию. Как же «добыть» наиболее ценное из всего, что нам представлено? На это и нужно обратить свое внимание.Метод «Шесть фигур мышления» предлагает способ вычленения из потока информации конкретно того, что нужно. Поэтому сами шесть фигур не менее важны, чем получаемая информация.Предлагаемый метод очень легок. Но для эффективного использования необходимо все взвешивать и дисциплинировать себя. Нужно поверить, что привычные вещи будут восприниматься лучше, если вы на это настроены.Главный враг правильного мышления - смятение.К сожалению, чем более активен мозг человека, тем выше вероятность путаницы у него в голове. Целью всякого здравого мышления является ясность восприятия. Но ясность бесполезна, если она достигается за счет упущения общих вещей. Быть осведомленным в отношении одной маленькой «составляющей» ситуации - нехорошо, даже опасно. Нужно находить компромисс между ясностью и всесторонностью.Основная причина путаницы заключается в желании сделать все за один раз. Когда мы пытаемся сделать все одновременно, то часть из этого получается хорошо, а другую часть мы едва успеваем начать (этой проблеме посвящена популярная книга «Шесть шляп мышления»1). Вообще если мы будем пытаться делать все одновременно, то каждое дело будет заканчиваться для нас на негативной и критической волне (и, к сожалению, такой подход используется чаще всего). Но если необходимо полное и всестороннее изучение предмета и конструктивное общение, например на важных экономических встречах, использование предлагаемого метода «Шесть фигур мышления» гарантирует возможность этого.Мы живем в информационном веке. Нас постоянно бомбардируют разной информацией, и мы сами имеем легкий доступ к ней (и даже гораздо более легкий, чем нужно). Как мы реагируем на информацию?К примеру, если у вас возник специфичный вопрос, на который требуется ответ, вы идете в нужное место и получаете его. Так, номер рейса самолета, вылетающего после шести вечера из Лондона в Париж, можно уточнить в аэропорту, посмотрев расписание, или спросить у туроператора. Но все же осталось то, над чем вы думаете, - выбор авиарейса и аэропорта (пробки к аэропорту Хитроу в это время слишком протяженные).Если бы мы имели дело только с той информацией, которая нужна, жизнь стала бы проще, но скучнее и ограниченнее. Но мы реагируем на информацию, поступающую отовсюду: из телевидения, радио, газет, журналов и иных СМИ. Как мы реагируем на нее?Есть много критериев оценки информации - точность, предвзятость, интерес, уместность, ценность. Можно оценить все эти аспекты одновременно. Но можно и отделять их - во избежание недоумения и чтобы убедиться, что открыты все возможные ценные для нас стороны информации. Этому и учит метод «Шесть фигур мышления». Мы последовательно изучаем аспекты информации: насколько она точна, насколько она предвзята и т. д. Данная последовательность описана в этой книге.Вы можете взять в привычку использование фигур. Вы можете научиться концентрировать внимание на разных фигурах. Вы можете использовать определенную фигуруодновременно с кем-то еще: «Попробуй посмотреть на это через Квадратную рамку. Что ты видишь?» Фигуры можно использовать при обсуждениях, и в определенный момент вы заметите, что все смотрят через одну и ту же рамку.К примеру, вы просите кого-то выйти в сад и потом назвать цвета, которые там встречаются. Человеку легче запомнить основные из них: красный - в розах, желтый - в нарциссах и т. д. Многие люди даже не обратят внимания на менее заметные. Но если вы попросите того же человека выйти в сад, чтобы найти там голубой, красный, желтый цвета, внимание будет более обостренным.Когда вы обладаете всеми формами мышления, ваш мозг подготовлен, «заточен» для выделения разных аспектов. Можно уделить внимание точности информации; можно обратить внимание на точку зрения автора, выраженную в информации; можно обратить внимание на то, интересна ли она. Каждая фигура подготавливает мозг к оценке информации по разным критериям. Все мы видим то, что готовы видеть.Шесть фигур, описанных в этой книге, представляют легкий способ восприятия и переработки информации.При использовании «Шести фигур мышления» вы получите неожиданный результат. Может показаться, что предлагаемый метод усложняет и продлевает дискуссии, но фактически его использование сокращает время собраний на четверть, а то и треть. Кроме того, «Шесть фигур мышления» значительно упрощают обработку информации, а вовсе не усложняют ее. Последовательное исполнение проще, чем такое, при котором человек старается делать все и сразу и неизбежно задумывается, не забыл ли он что-то важное.По мере прочтения глав этой книги не упускайте из памяти уже знакомые фигуры, это будет стартом для обработки информации. Мы будем предлагать вам сосредоточиться на одной рамке вместо другой. Впоследствии это станет вашим осознанным выбором.Итак, выделив различные способы анализа информации и отобразив их в форме символов, мы взяли процесс мышления под контроль. Теперь можно направлять внимание осознанно, не отвлекаясь на вещи извне.Восприятие информации - это самая важная часть мышления. То, как это делать, - очень важно.Э. де Боно. Шесть фигур мышления. - СПб.: Питер, 2010. - 112 с: ил. - (Серия «Сам себе психолог»).ISBN 978-5-49807-396-5Эдвард де Боно - широко известный специалист в области когнитивной психологии, доктор медицины и философии, преподаватель Оксфордского, Лондонского, Кембриджского и Гарвардского университетов. Его называют «отцом мышления о мышлении». Он написал более 70 книг, переведенных на 40 языков. Методы де Боно изучают в тысячах школ, во многих странах они являются обязательным курсом. Инструменты мышления, разработанные ученым, используют в компаниях IBM, Apple Computers, Nokia, Bank of America, Procter & Gamble и многих других.Эта книга поможет всем и каждому справиться с информационной перенасыщенностью. Фильтровать, правильно оценивать и усваивать необходимую информацию - вот что необходимо и важно в XXI веке. Шесть фреймов, шесть фигур - как шесть уникальных инструментов для работы с информацией. Коротко, конкретно и очень эффективно!ББК 88.351 УДК 159.955Права на издание получены по соглашению с Ebury Press.Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой быто ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.© McOuaig Group inc. 2008ISBN 978-0-09-192419-5 (англ.) © Перевод на русский язык ООО «Лидер», 2010ISBN 978-5-49807-396...
  • Тут можно читать онлайн Эдвард де Боно - Шесть фигур мышления - бесплатно полную версию книги (целиком). Жанр: Психология, издательство Питер, год 2010. Здесь Вы можете читать полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и SMS на сайте сайт (ЛибКинг) или прочесть краткое содержание, предисловие (аннотацию), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.

    Эдвард де Боно - Шесть фигур мышления краткое содержание

    Шесть фигур мышления - описание и краткое содержание, автор Эдвард де Боно, читайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки сайт

    Эдвард де Боно - ведущий деятель в сфере креативного мышления и человек, преподающий мышление как науку. Тысячи людей создают программное обеспечение для компьютеров, а Эдвард де Боно - для мозга человека.

    Из понимания того, что человеческий мозг функционирует как самоорганизующаяся информационная система, он развил концепцию и инструменты «латерального мышления». Кроме того, он изобретатель «параллельного мышления» и метода «Шесть шляп мышления». Его инструменты для мышления и восприятия - CoRT и DATT - широко используются в бизнесе.

    Инструкциями Эдварда де Боно по конструктивному мышлению воспользовались многие ведущие корпорации, в их числе IBM, Microsoft, Prudental, ВТ (Британия), NTT (Япония), Nokia (Финляндия) и Siemens (Германия). Национальная команда Австралии по крикету, используя эту технику, стала самой успешной командой в истории.

    Группой ученых из Южной Африки доктор де Боно был включен в список 250 людей, которые оказали наибольшее влияние на человечество. Крупнейший австралийский бизнес-журнал включил его имя в список «двадцати живущих провидцев». Одной из ведущих консалтинговых компаний де Боно был признан в числе 50 наиболее влиятельных современных мыслителей.

    Предисловие............................................................................6

    Введение....................................................................................9

    1. Цель. Фигура: треугольник.............................................13

    2. Точность. Фигура: круг.....................................................37

    3. Точка зрения. Фигура: квадрат......................................49

    4. Интерес. Фигура: сердце..................................................67

    5. Ценность. Фигура: бриллиант........................................81

    6. Результат. Фигура: прямоугольник..............................97

    Заключение.........................................................................106

    «Паста правды».................................................................107


    Внимание - это важная составляющая человеческого мышления. Но, к сожалению, мы не часто об этом задумываемся. Мы воспринимаем внимание уже как конечный факт. Внимание чаще всего притягивается к чему-то необычному. Если вы увидите кого-то лежащим на дороге, ваше внимание будет приковано к нему. Если вы увидите забавную ярко-розовую собачку, то она привлечет ваше внимание и разбудит симпатию. В этом заключается слабость нашего внимания. Оно приковано к чему-то необычному. Но сколько внимания мы уделяем привычным вещам?


    Восприятие - вот еще одна составляющая нашего мышления. Исследования Дэвида Перкинса в Гарварде показали, что 90% ошибок мышления были следствием ошибок восприятия. Ни одна логическая цепочка не может быть построена без ошибок восприятия конкретного человека. Теорема Гёделя показывает, что фактически ни одна такая цепочка не может являться доказательством основной позиции философа, поскольку основана на личном восприятии. В свою очередь внимание является составляющим звеном восприятия. Без сосредоточения на предмете мы видим только его привычные стороны.


    ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ

    Можно ли управлять своим вниманием? Не нужно ждать, когда внимание разбудит что-то необычное, мы можем концентрировать его определенным образом с помощью фигуры, или рамки, или фрейма.

    Так же как можно посмотреть в сторону юга или в сторону севера, мы можем направить свое внимание через выбранную нами фигуру. Об этом и говорится в данной книге. Шесть фигур - это шесть окон, через которые можно смотреть. Потом мы оцениваем увиденное, а оценка напрямую зависит от окна, через которое мы смотрели.

    В этом контексте мы можем видеть все так, как нам надо. Мы смотреть через окно ценности. Или окно интереса. Или окно точности. Каждый из шести фреймов служит для привлечения внимания.


    ГРУДА ИНФОРМАЦИИ

    Мы окружены информацией со всех сторон. И нет ничего проще, чем найти ее (например, в Интернете). Но информация сама по себе - не ценность. Важно то, как мы вычленяем действительно важную для нас информацию. Как же «добыть» наиболее ценное из всего, что нам представлено? На это и нужно обратить свое внимание.

    Метод «Шесть фигур мышления» предлагает способ вычленения из потока информации конкретно того, что нужно. Поэтому сами шесть фигур не менее важны, чем получаемая информация.

    Предлагаемый метод очень легок. Но для эффективного использования необходимо все взвешивать и дисциплинировать себя. Нужно поверить, что привычные вещи будут восприниматься лучше, если вы на это настроены.

    Главный враг правильного мышления - смятение.

    К сожалению, чем более активен мозг человека, тем выше вероятность путаницы у него в голове. Целью всякого здравого мышления является ясность восприятия. Но ясность бесполезна, если она достигается за счет упущения общих вещей. Быть осведомленным в отношении одной маленькой «составляющей» ситуации - нехорошо, даже опасно. Нужно находить компромисс между ясностью и всесторонностью.

    Основная причина путаницы заключается в желании сделать все за один раз. Когда мы пытаемся сделать все одновременно, то часть из этого получается хорошо, а другую часть мы едва успеваем начать (этой проблеме посвящена популярная книга «Шесть шляп мышления»1). Вообще если мы будем пытаться делать все одновременно, то каждое дело будет заканчиваться для нас на негативной и критической волне (и, к сожалению, такой подход используется чаще всего). Но если необходимо полное и всестороннее изучение предмета и конструктивное общение, например на важных экономических встречах, использование предлагаемого метода «Шесть фигур мышления» гарантирует возможность этого.

    Мы живем в информационном веке. Нас постоянно бомбардируют разной информацией, и мы сами имеем легкий доступ к ней (и даже гораздо более легкий, чем нужно). Как мы реагируем на информацию?

    К примеру, если у вас возник специфичный вопрос, на который требуется ответ, вы идете в нужное место и получаете его. Так, номер рейса самолета, вылетающего после шести вечера из Лондона в Париж, можно уточнить в аэропорту, посмотрев расписание, или спросить у туроператора. Но все же осталось то, над чем вы думаете, - выбор авиарейса и аэропорта (пробки к аэропорту Хитроу в это время слишком протяженные).

    Если бы мы имели дело только с той информацией, которая нужна, жизнь стала бы проще, но скучнее и ограниченнее. Но мы реагируем на информацию, поступающую отовсюду: из телевидения, радио, газет, журналов и иных СМИ. Как мы реагируем на нее?

    Есть много критериев оценки информации - точность, предвзятость, интерес, уместность, ценность. Можно оценить все эти аспекты одновременно. Но можно и отделять их - во избежание недоумения и чтобы убедиться, что открыты все возможные ценные для нас стороны информации. Этому и учит метод «Шесть фигур мышления». Мы последовательно изучаем аспекты информации: насколько она точна, насколько она предвзята и т. д. Данная последовательность описана в этой книге.

    Вы можете взять в привычку использование фигур. Вы можете научиться концентрировать внимание на разных фигурах. Вы можете использовать определенную фигуру

    одновременно с кем-то еще: «Попробуй посмотреть на это через Квадратную рамку. Что ты видишь?» Фигуры можно использовать при обсуждениях, и в определенный момент вы заметите, что все смотрят через одну и ту же рамку.

    К примеру, вы просите кого-то выйти в сад и потом назвать цвета, которые там встречаются. Человеку легче запомнить основные из них: красный - в розах, желтый - в нарциссах и т. д. Многие люди даже не обратят внимания на менее заметные. Но если вы попросите того же человека выйти в сад, чтобы найти там голубой, красный, желтый цвета, внимание будет более обостренным.

    Когда вы обладаете всеми формами мышления, ваш мозг подготовлен, «заточен» для выделения разных аспектов. Можно уделить внимание точности информации; можно обратить внимание на точку зрения автора, выраженную в информации; можно обратить внимание на то, интересна ли она. Каждая фигура подготавливает мозг к оценке информации по разным критериям. Все мы видим то, что готовы видеть.

    Шесть фигур, описанных в этой книге, представляют легкий способ восприятия и переработки информации.

    При использовании «Шести фигур мышления» вы получите неожиданный результат. Может показаться, что предлагаемый метод усложняет и продлевает дискуссии, но фактически его использование сокращает время собраний на четверть, а то и треть. Кроме того, «Шесть фигур мышления» значительно упрощают обработку информации, а вовсе не усложняют ее. Последовательное исполнение проще, чем такое, при котором человек старается делать все и сразу и неизбежно задумывается, не забыл ли он что-то важное.

    По мере прочтения глав этой книги не упускайте из памяти уже знакомые фигуры, это будет стартом для обработки информации. Мы будем предлагать вам сосредоточиться на одной рамке вместо другой. Впоследствии это станет вашим осознанным выбором.

    Итак, выделив различные способы анализа информации и отобразив их в форме символов, мы взяли процесс мышления под контроль. Теперь можно направлять внимание осознанно, не отвлекаясь на вещи извне.

    Восприятие информации - это самая важная часть мышления. То, как это делать, - очень важно.

    Э. де Боно. Шесть фигур мышления.

    СПб.: Питер, 2010. - 112 с: ил. - (Серия «Сам себе психолог»).

    ISBN 978-5-49807-396-5

    Эдвард де Боно - широко известный специалист в области когнитивной психологии, доктор медицины и философии, преподаватель Оксфордского, Лондонского, Кембриджского и Гарвардского университетов. Его называют «отцом мышления о мышлении». Он написал более 70 книг, переведенных на 40 языков. Методы де Боно изучают в тысячах школ, во многих странах они являются обязательным курсом. Инструменты мышления, разработанные ученым, используют в компаниях IBM, Apple Computers, Nokia, Bank of America, Procter & Gamble и многих других.

    Эта книга поможет всем и каждому справиться с информационной перенасыщенностью. Фильтровать, правильно оценивать и усваивать необходимую информацию - вот что необходимо и важно в XXI веке. Шесть фреймов, шесть фигур - как шесть уникальных инструментов для работы с информацией. Коротко, конкретно и очень эффективно!

    ББК 88.351 УДК 159.955

    Права на издание получены по соглашению с Ebury Press.

    Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы

    то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

    © McOuaig Group inc. 2008

    ISBN 978-0-09-192419-5 (англ.) © Перевод на русский язык ООО «Лидер», 2010

    ISBN 978-5-49807-396-5 © Издание на русском языке, оформление

    Шесть фигур мышления - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

    ЦЕЛЬ. Фигура: треугольник

    Треугольники имеют по три вершины. Вытянутый по горизонтали треугольник может обозначать стрелку, указывающую в определенном направлении. Это направление есть цель. С помощью треугольной рамки мы стремимся к результату в поиске информации.

    Мы окружены информацией постоянно. Чаще всего нам даже не нужна информативная цель. Но иногда нам важна сама конечная цель поиска. И весьма полезно иметь ясную идею относительно этой цели.

    НАБЛЮДЕНИЕ

    Вы идете по улице по направлению к супермаркету, чтобы купить себе что-нибудь для завтрака. Это ваша ясная цель. И вот вы замечаете эмблему, которую повесили вверх тормашками. Она привлекает ваше внимание. И вы задумываетесь: это следствие халатности или хороший способ заставить вас заметить эмблему? - ведь вы действительно уделили ей внимание.

    Вы замечаете витрину магазина, в которой размещена одежда исключительно фиолетового цвета. Это привлекло ваше внимание, как и было задумано оформителями.

    Что-то привлекает наше внимание, мы смотрим, мы это замечаем.

    Можно ждать, пока наше внимание привлекут или притянут к чему-либо, но можно самим управлять своим вниманием. И второй вариант, не такой уж сложный: можно самостоятельно руководить вниманием и одновременно быть открытым для того, чтобы заметить что-то яркое.

    Управление вниманием - это то, что мы делаем при помощи своей воли. Направляйте свое внимание так, как если бы направляли на что-то луч прожектора.

    Во время пути до супермаркета можно поставить перед собой цель - подмечать, в какой цвет выкрашены маленькие магазинчики. Но есть ли в этом логика? Может, все табачные лавки одного цвета? Может быть, это цвет, привлекающий внимание? Или просто художественное решение каждого отдельного владельца лавки? Какой цвет привлекает наибольшее внимание? А возможно, существуют цвета, способствующие лучшему запоминанию информации?

    Или вы можете сосредоточить свое внимание на обуви прохожих. А можно ли в этих, с виду очень удобных, туфлях проходить целый день? Указывает ли обувь на возможный статус и доход владельца? Можно обратить внимание на то, начищены туфли или нет. Оказывает ли такая мелочь влияние на общее восприятие человека?

    Как только вы решаете сосредоточить на чем-то свое внимание, вы сразу начинаете задаваться разными вопросами и погружаться в размышления. Таким образом, вы ищете какие-то обобщения. А можете искать и наоборот - исключения из этих правил.


    Когда и на что вы хотите обратить свое внимание - только ваше дело. Но нужно уметь четко и ясно говорить себе, на что хотелось бы обратить внимание. Если вы способны сами выбрать объект для внимания, то вы берете из окружающего мира именно ту информацию, которая вас интересует, а не ту, которая была специально подготовлена и предоставлена вам.


    КОРОТАНИЕ ВРЕМЕНИ И ОТВЛЕЧЕНИЕ

    Часто мы принимаем информацию, чтобы скоротать время или отвлечься от чего-то. Например, читаем газеты за завтраком, потому что едим в одиночестве или потому что не хочется ни с кем вступать в диалог.

    Или читаем газеты во время ожидания в приемной у врача. Просто потому, что делать больше нечего. Мы читаем журналы во время авиа-перелетов. Опять же потому, что нечем больше себя занять. Смотрим по вечерам телевизор просто потому, что не хотим делать что-либо вообще.


    ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ

    Даже если вы воспринимаете информацию как развлечение или это для вас способ убить время, все равно вы согласитесь с тем, что это упражнение по изучению мира вокруг. Вы смотрите телевизор или читаете газеты, чтобы знать, что вообще происходит. Знание позволяет вам принимать участие в беседах или обсуждениях, выступать их инициатором.

    К примеру, вы путешествуете, но до вас дошла информация, что в день вашего прилета в аэропорту будет проходить забастовка служащих. Такое, кстати, однажды случилось со мной. Таким же образом вы можете узнать, что в стране, которую вам хотелось бы или вы уже запланировали посетить, политический беспорядок.

    В целом, наблюдение за общей обстановкой в мире - это часть нашей жизни. Потому что мы нуждаемся в этом. Но, к сожалению, на поиски нужной именно вам информации можно потратить огромное количество времени, ведь окружающий нас со всех сторон информационный поток поистине огромен. Как знать, а вдруг в поисках поможет какая-то телевизионная программа на эту тему или статья в газете под названием «То, что вам нужно узнать за эту неделю».

    В конечном итоге еженедельно мы проводим многие часы в поисках нужной, полезной лично для нас информации, а также узнаем о происходящем вокруг нас в целом.


    ИНТЕРЕС

    Вам должно быть интересно то, что вы читаете. Например, вы можете заинтересоваться историей о человеке, который был настолько толстым, что пришлось вызвать рабочих и разобрать часть стены дома, чтобы вынести его на улицу. Или вас может заинтересовать история женщины, вознамерившейся развестись со своим мужем потому, что на самом деле ему оказалось всего шестьдесят пять лет, а не девяносто пять, как он уверял.

    Подобный интерес связан с тем, что, узнав начало истории, всегда хочется узнать, чем она закончится, - это интерес, вызванный природным любопытством.


    ОБЩИЙ ИНТЕРЕС

    Но есть так называемый общий интерес, и он не имеет отношения к вашему личному интересу. Например, в одной из прочитанных вами статей утверждается, что в мире каждая четвертая женщина терпит побои своего мужа. Вы знали об этом? А в России мужья и сожители якобы ежегодно убивают 85 тысяч женщин. Конечно, вы можете в этом усомниться.

    Или еще пример: может быть, вам интересно, что в Австралии есть лягушки, «поедающие» собственную икру, и уже во рту у них развиваются лягушата.


    СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС

    Если вы заняты в экономическом секторе, вас, скорее всего, интересует рынок ценных бумаг. И наверняка вы интересуетесь мнениями авторитетных экспертов и политиков о настоящем и будущем экономики.

    Если вы следите за своим здоровьем, то будете заинтересованы даже в небольшой информации по этой теме. Так, финны утверждают, что употребление большого количества кофе ведет к раннему появлению артрита. А в другом репортаже вы можете обнаружить информацию о том, что при чрезмерном употреблении чая повышается риск развития болезни Альцгеймера на сорок пять процентов. Но верить или не верить подобной информации - дело ваше.

    Если вы интересуетесь автомобилями, то вам будет интересно узнать о том, что индийская компания Tata представила новую модель, которая стоит всего две тысячи долларов. Или ваш интерес привлечет новый автомобиль-гибрид на водородном двигателе.



    В человеке все должно быть гармонично: тело, внутренний мир, мышление. К сожалению, порой, одна из этих составляющих дает сбой, и тогда появляется усталость, и окружающим миром, невозможность долго концентрироваться на одном занятии и доводить дело до конца.

    Выдающийся психолог 20 столетия Эдвард де Боно и его метод

    Часто с подобной проблемой сталкиваются люди творческих профессий. Решением этой проблемы, в свое время вплотную занялся писатель и психолог, англичанин по происхождению - Эдвард де Боно.

    Будущий эксперт в области креативного мышления родился в 1933 году. Учился в Оксфорде, Трините колледже, Кембридже и Университете Данди. Имеет степень магистра в психологии, степень доктора наука в медицине и степень доктора в области юриспруденции.

    В 80-х годах выходит книга "Шесть шляп мышления". В ней очень доступно описываются принципы мышления, отображенные в человеческом мозге.

    Метод "6 шляп" - один из самых продуктивных способов, помогающих организовать свое мышление. В книге идет речь о вспомогательных приемах, позволяющих структурировать коллективную, персональную мыслительную деятельность, и сделать ее максимально продуктивной.

    А в последнее время, данный метод пользуется большой популярностью, так как с помощью него можно найти новые, оригинальные ответы на поставленные задачи.

    Принцип метода шести шляп

    Основой метода автора книги, является принцип параллельного мышления. Как известно, то или иное суждение вытекает из споров и дискуссий. Такой подход не гарантирует правдивость и достоверность утверждения, одержавшего верх в процессе полемики. Обычно выигрывает тот, кто более красноречиво доказывает свое мнение.

    При параллельном (критическом) мышлении методы противостояния не применяются: идеи, суждения, и различные подходы существуют и принимаются, но не сталкиваются и не взаимоисключают друг друга.

    Критическое суждение - это один из видов человека, который позволяет рассмотреть существующую проблему под разными углами для нахождения правильного решения. Характеризуется высокой степенью восприятия и объективным подходом к информации, которая находится в распоряжении.

    Что влияет на принятие решения

    Множество факторов влияет на человека в процессе принятия того или иного решения. Метод "6 шляп" позволяет справиться с основными факторами, которые оказывают воздействие на человека в момент выбора.

    1. Эмоции . Сильные эмоции способны на время отключить трезвое мышление, и определить все дальнейшие действия человека, следуя эмоциональной составляющей.
    2. Растерянность - непременный спутник в решении какой-либо новой задачей, с которой человек ранее не сталкивался. Она присутствует и при нахождении ответов на многоуровневые задачи.
    3. Путаница . Множество противоречащих друг другу мнений, большой объем информации, стремление быть логичными и последовательными, совмещение всего этого с высокой степенью креативности не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения.

    Метод "Шесть шляп мышления" позволяет преодолеть вышеуказанные трудности с помощью разделения процесса мышления на 6 разных режимов, каждый из которых соответствует в этом методе шляпе определенного цвета. Подобное мышление позволяет развить сосредоточенность, и умение анализировать проблему с разных сторон по очереди.

    Шляпы, которые думают

    Кому подходит данный метод?

    В группе, метод имеет много общего с мозговым штурмом. Он также эффективен при решении спорных и конфликтных ситуаций.

    Метод "6 шляп" давно применяют ведущие международные компании.

    Книга "Шесть шляп мышления" Эдварда де Боно приводит рекомендации по воплощению системы в реальность. При коллективном использовании метода, необходимо наличие модератора, который будет руководить всем процессом.

    Ведущий записывает на бумаге "показания" каждой из шляп, суммируя в конце все результаты.

    Рассмотрим более детально, как выглядит метод "6 шляп мышления".

    Примеры ситуаций:

    • Ведущий вкратце знакомит всех участников с задачей каждой из шляп, далее озвучивается проблема, ради решения которой все и затеялось. Например: "Фирма-конкурент предложила сотрудничество в области… Какие предложения?"
    • Далее все участники примеряют белую шляпу, и по очереди делятся своими рассуждениями, согласно концепции шляпы.
    • Необязательно соблюдать четкую последовательность шляп, однако некая последовательность необходима.
    • Можно использовать такой порядок: в белой шляпе собираются все данные о предмете обсуждения (числа, статистика, условия).
    • Далее следует примерить цвета, и посмотреть на ситуацию с пессимистической стороны, стоит попытаться увидеть ложку дегтя, даже если кажется, что все отлично.
    • Надев желтую шляпу, встаньте на позитивный образ мышления.
    • Пребывая в зеленой шляпе, каждый участник сессии выдвигает новые, альтернативные идеи. Творческое мышление должно работать на максимум. Новые идеи снова анализируются с позитивных и негативных сторон.
    • Не стоит забывать периодически выпускать пар в красной шляпе. Данную шляпу надевают редко и на короткий промежуток времени, не более 30 секунд.
    • В завершении общей работы, модератор подводит итоги. В обязанности модератора также входит контролировать, чтобы в процессе обсуждения все надевали одинаковые шляпы, и не путались в суждениях.

    Можно работать и по другой схеме. Пусть каждый из участников наденет шляпы разных цветов, при этом важно, чтобы цвет противоречил персональным качествам человека. Например, пессимист надевает черную шляпу, и наоборот, молчун примеряет зеленую, красная шляпа украсит голову уравновешенного участника проекта. Таким образом, все участвующие смогут раскрыть свой потенциал.

    Преимущество отдается первому способу, так как он позволяет избежать путаницы среди участников сессии.

    Интеллект-карта как дополнение к методу шести шляп

    Работая с помощью метода шести шляп, желательно использовать Что это такое? Это представление любого события или идеи в систематизированном, графическом виде. Она позволяет проследить и выявить все смысловые и причинно-следственные связи между рассматриваемыми объектами и понятиями.

    Такая карта позволяет разложить всю информацию по полочкам, не тратя времени на лишнюю, абсолютно ненужную информацию, как это часто бывает при словесном изложении сути задачи.

    По сути, интеллект-карта - наглядное изображение работы человеческого мозга. Он состоит из нейронов и их отростков, которые соединены между собой нейронными отростками. Каждый образ и мысль стимулируют тот или иной нейронный сегмент. Карты представляются как изображения сложных мыслительных связей, которые помогают мозгу упорядочить явления и объекты.

    Главная цель создания подобных карт - навести порядок в голове, структурируя, всю известную по этому делу, информацию. Это позволит составить полноценную картину, и взглянуть на нее под разными ракурсами. Интеллект - карты позволяют лучше оперировать данными, и способствуют большей свободе мысли.

    Метод шести шляп Эдварда де Боно в комплекте с интеллект-картами, широко используются предпринимателями, дизайнерами, учеными, преподавателями, и представителями других профессий. Многие успешные люди на Западе признают, что часто прибегают к этому методу.

    Применение метода в школьной программе

    Метод де Бона применяется в школах, в частности в Европе, Америке, некоторых Азиатских странах начиная с начальных классов.

    Метод "6 шляп мышления" в начальной школе дает отличные результаты в дальнейшем. Данная технология интересует преподавательский состав, благодаря следующим результатам.

    1. Дети быстро учатся критично мыслить, что помогает им стать более самостоятельными и независимыми. В будущем для них не будет неразрешимых задач.
    2. Информация служит лишь отправной точкой, но никак не конечной. Это вспомогательный инструмент на пути к появлению уникального решения как для простых, так и для трудных задач.
    3. Благодаря методу, довольно скучный учебный процесс превращается для ученика в настоящую интеллектуальную деятельность, которая дает реальные результаты и позволяет находить альтернативные решения даже весьма нестандартных вопросов. Изучая данные, анализируя информацию, рассматривая различные точки зрения, участвуя в коллективном обсуждении, ученики учатся находить ответы на волнующие их вопросы.
    4. Школьники учатся убедительно аргументировать свои доводы, используя разумные доказательства (информационный текст, личный опыт, статистические данные).

    Ученики применяют критическое мышление во многих видах учебной деятельности, в том числе и в письменной работе. В данном случае, учитель может прочесть ход мыслей ученика, его процесс мышления, и оценить верность его выводов.

    Дети любят работать по методу 6 шляп, потому что он позволяет не только найти ответы на поставленные вопросы, но и интересно провести время.

    Критическое мышление доступно ученикам как в старшей школе, так и в младшей. Для юных учеников, освоить его будет в каком-то смысле даже легче. Параллельное мышление предполагает некую долю скептицизма и сомнения в общепринятых истинах. Также оно позволяет выработать собственную точку зрения и уметь отстоять ее.

    Технология параллельного (критического) мышления располагает многими способами, которые применяются в последовательной реализации каждого этапа учебного процесса. Метод шести шляп - один из самых действенных способов научиться критически мыслить.

    Эдвард Чарльз Фрэнсис Публий де Боно родился 19 мая 1933 года. Учился в университете Мальты, где получил медицинское образование. Во время Второй мировой войны учился в Колледже святого Эдварда.

    Он также учился в колледже Крайст-Чёрч, где его специализацией были психология и физиология. Во время учёбы он завоевал две награды в гонках на каноэ и играл в поло за Оксфордский университет.

    Учился и получил степень доктора философии в Тринити-колледже, а затем продолжил обучение и получил степень доктора богословия и степень доктора юридических наук в Королевском мельбурнском технологическом институте и университете Данди соответственно.

    Карьера

    В течение недолго времени он работал младшим исследователем в Оксфордском университете, а затем стал преподавателем. В 1961 году он оставил Оксфордский университет и перешёл в Лондонский университет. Спустя два года он перешёл на должность заместителя директора по исследованиям в Кембриджском университете.

    В 1967 году он публикует свою первую книгу - «Использование нестандартного мышления», которая считается одной из его лучших работ, так как в ней он предлагает концепт «нестандартного (латерального) мышления». В 1968 году де Боно представляет книгу «Рождение новой идеи», а также публикацию с названием «Пятидневный курс мышления».

    1971 год был очень продуктивным для Эдварда де Боно - он создал хороший фундамент для будущих работ, основанный на своей идеологии, написал книги «Технологии сегодня», «Практическое мышление» и «Нестандартное мышление для управления».

    С 1972 по 1976 годы он написал множество публикаций, в том числе «Дети решают проблемы», «По: устройство для успешного мышления», «Учимся думать» и «Великие мыслители: тридцать умов, которые сформировали нашу цивилизацию». В это же время он основал «Фонд когнитивных исследований».

    В 1980-х он также написал такие книги: «Атлас управленческого мышления», «Курс де Боно по мышлению», «Тактика: искусство и наука успеха», а также известную книгу «Шесть шляп мышления». В книге «Шесть шляп мышления» речь шла о различных цветах шляп, которые отображали процесс мышления в мозге человека. Эта книга стала хитом в Великобритании. А по его книге «Курс де Боно по мышлению» был снят сериал, который показывал телеканал BBC.

    В 1990 году де Боно пригласили председательствовать на встрече нобелевских лауреатов всего мира, которая прошла в Корее.

    В 1995 году он создал документальный роман о будущем с названием «2040: возможности от Эдварда де Боно», целью которого было подготовить читателя к появлению в будущем криогенных камер заморозки.

    В 1996 году на базе института де Боно был основан центр нового мышления. В том же году он представил свою новую книгу с названием «Учебник мудрости».

    В 1997 году его пригласили как докладчика на экологическую конференцию, проходящую в Пекине.

    В 1998 году он представил свою новую книгу с названием «Как быть интереснее».

    В начале нового тысячелетия, несмотря на свои поездки по миру и доклады в различных ведущих мировых корпорациях, Эдвард де Боно также написал несколько новых книг. Он был убеждён, что улучшение человеческой природы в конце-концов настанет благодаря улучшению языка. В написанной им книге с названием «Кодовая книга Эдварда де Боно» как раз затрагивалась эта тема.

    Основные работы

    Он изобрёл и предложил идею «нестандартного (латерального) мышления» в 1967 году. Этот подход позволяет людям решать проблемы путём использования творческого, хоть и второстепенного подхода. Сейчас эта методология используется во многих компаниях по всему миру, ведь она доказала свою эффективность в проблемах с поиском и нахождением проблемы, решением проблемы и стимуляцией мотивации. Именно поэтому де Боно известен как отец «нестандартного мышления».

    В 1985 году он написал книгу «Шесть шляп мышления». Эта книга считается одной из самых значимых его работ, так как в ней читателя знакомят с эффективными способами группового обсуждения и индивидуального мышления. В книге также достаточно сильно разбираются идеи «параллельного мышления» и «критического мышления». Также в этой книге вводится понятие «шести шляп мышления», которое компания «Speedo Researchers» использовала для создания купальных костюмов, что сделало идею де Боно крайне популярной.

    Награды и достижения

    В 1992 году он был первым человеком, получившим европейский Капирский приз за выдающиеся достижения.

    В 1994 году удостоен Приза Первоисследователя в области Мышления на Международной Конференции по Мышлению, проходившей в MIT (Бостон, США).

    В январе 1995 года доктор де Боно был награжден президентом Мальты Национальным Орденом «За заслуги».

    В 2005 году он был номинирован на Нобелевскую премию по экономике.

    Личная жизнь и наследие

    В 1971 году он женился на Жозефине Холл-Вайт. У пары родилось двое сыновей.

    В 1996 году Европейская Ассоциация Творчества опросила своих членов по всей Европе, пытаясь выяснить, кто повлиял на них больше всего. Имя доктора де Боно было упомянуто чаще других имен.

    Международный астрономический союз, за вклад в развитие человечества, назвал в честь писателя, консультанта и изобретателя Эдварда де Боно планету.


    Книга Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» — уникальная работа одного из самых ярких специалистов в области творчества. Она рассказывает об эффективном способе , которым могут пользоваться и взрослые и дети. Под шестью шляпами понимаются разные способы мышления: критический, оптимистичный и другие. Суть изложенного в книге метода заключается в «примерке» каждого из головных уборов и обучению размышлению с разных позиций. Кроме того, приводятся практические рекомендации на тему того, когда какое мышление эффективно и где его можно применять, чтобы выходить победителем из любой интеллектуальной схватки.

    Данная книга молниеносно завоевала армию поклонников и смогла помочь миллионам людей научиться мыслить по-новому: правильно, эффективно и креативно.

    Об Эдварде де Боно

    Эдвард де Боно – известный специалист по и философии, человек, имеющий несколько докторских степеней по медицине. Работал в университетах Гарварда, Лондона, Кембриджа и Оксфорда.

    Наибольшую известность Эдвард де Боно приобрёл после того как сумел доказать, что творчество представляет собой одну из необходимых характеристик в самоорганизующихся информационных системах. В своей работе 1969 года «Принцип действия ума» показал, что нейронные сети мозга оказывают формирующее воздействие на ассиметричные паттерны, которые являются основой восприятия. Согласно мнению профессора физики Мюррэя Гелл-Манна, данная книга стала на десятилетия определяющей в тех областях математики, которые связаны с теорией хаоса, нелинейных и самоорганизующихся систем. Исследования де Боно послужили основой концепции и инструментов .

    Краткое содержание книги «Шесть шляп мышления»

    Книга состоит из нескольких вступительных глав, двадцати четырёх глав, раскрывающих основную тему, заключительной части и блока примечаний. Далее мы рассмотрим несколько базовых положений метода Эдварда де Боно.

    Введение

    Синяя шляпа

    Шестая шляпа отличается от остальных своим предназначением – она нужна не для работы над содержанием, а для того чтобы управлять всем процессом работы и реализации замысла. Обычно она используется в самом начале применения метода, чтобы определить предстоящие действия, а затем в конце, чтобы подвести итог и наметить новые цели.

    Четыре типа использования шляп

    Применение шести шляп эффективно, как уже и говорилось, в процессе любой умственной работы, в любых сферах и на самых разных стадиях. К примеру, в личной сфере метод может помочь , произвести оценку чего-либо, найти выход из сложной ситуации и прочее.

    При групповом использовании методика может быть рассмотрена в качестве разновидности . Кроме того, её можно использовать для разрешения конфликтов и, опять же, в планировании или оценке. Также можно применять как составляющую обучающей программы.

    Не будет лишним заметить, что метод «Шесть шляп мышления» используют в своей работе такие компании как «DuPont», «Pepsico», «IBM», «British Airways» и другие.

    Четыре типа применения шести шляп:

    • Надеть шляпу
    • Снять шляпу
    • Сменить шляпу
    • Обозначить мышление

    Правила метода

    В условиях коллективного применения метод «Шесть шляп мышления» основывается на наличии модератора, управляющего процессом и следящего за дисциплиной. Модератор всегда находится под синей шляпой, ведёт записи и резюмирует полученные результаты.

    Ведущий, начиная процесс, знакомит всех участников с общими принципами метода и обозначает требуемую решения задачу, к примеру: «Наши конкуренты предложили нам партнёрство в сфере… Что делать?».

    Процесс начинается с того, что все участники вместе надевают одну и ту же шляпу и оценивающе смотрят на ситуацию в порядке очереди, исходя из ракурса, который соответствует конкретной шляпе. Порядок, в котором будут надеваться шляпы, не имеет особого значения, однако следовать какой-то очерёдности всё-таки нужно.

    Можно, к примеру, попробовать сделать так:

    Обсуждение темы начинается с белой шляпы, т.к. собирается вся имеющаяся информация, цифры, условия, данные и т.п. Затем эта информация обсуждается в отрицательном ключе (чёрная шляпа), и а даже если у ситуации есть много преимуществ, недостатки всё-таки тоже могут существовать – их-то и требуется отыскать. После этого требуется найти все положительные особенности (жёлтая шляпа).

    Как только проблема будет рассмотрена с каждого ракурса и будет собрано максимальное количество данных для последующего анализа, нужно надеть зелёную шляпу. Это позволит разглядеть новые особенности вне рамок уже имеющихся в наличии предложений. Важно усилить положительные моменты и ослабить отрицательные. Каждый из участников может выдвинуть своё собственное предложение.

    Далее новые идеи подвергаются очередному анализу – снова надеваются чёрная и жёлтая шляпы. Но очень важно время от времени предоставлять участникам возможность разрядки (красная шляпа). Однако это должно происходить нечасто и ненадолго. Таким образом, примеряя все шесть шляп, используя разную последовательность, с течением времени у вас появится шанс найти самую оптимальную последовательность, которой вы и будете следовать далее.

    В заключении группового параллельного мышления модератор должен подвести итоги и предоставить участникам результаты. Важно, чтобы он держал под контролем всю работу и не позволял участникам быть в нескольких шляпах одновременно – только так можно добиться того, чтобы идеи и мысли не запутывались.

    Метод «Шесть шляп мышления» может быть применён и несколько иначе: каждый из участников может быть в разной шляпе, в процессе. Но в такой ситуации шляпы должны быть распределены так, чтобы не подходили под типаж участников. К примеру, чёрную шляпу может примерить оптимист, жёлтую – заядлый критик, красную – неэмоциональный человек, зелёную – генератор идей и т.п. Это позволяет участникам максимально раскрыть свой потенциал.

    Естественно, метод «Шесть шляп мышления» может применяться и одним человеком для разрешения различных проблем и поиска ответов на какие-то вопросы. Тогда человек сам меняет шляпы, каждый раз размышляя с новой позиции.

    В заключение

    Более подробно узнать о том, как используется методика Эдварда де Боно, а также изучить все без исключения её особенности вы сможете, прочитав замечательную книгу «Шесть шляп мышления». Будьте уверены, что после её прочтения ваша личная продуктивность максимально возрастёт.