Пример психолого-педагогической характеристики класса. Признаки успешной адаптации

Отчет по воспитательной работе

С классом

Работу выполнила:

Студентка 51 группы

Костина В.В

Работу проверила:

Прозорова Н. В.

Курск – 2012

Место и время проведения педагогической практики:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №28» города Курска

Система учебно-воспитательной работы классного руководителя

Классный руководитель 8 «А» класса Бывшева Оксана Федоровна ставит своей задачей в текущем учебном году развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, физически здоровой, творчески мыслящей личности, воспитание и социально-педагогическая поддержка учеников, установление благоприятного духовно-нравственного и эмоционально-психологического климата в школьном сообществе.

Задачи воспитательной работы на 2012-2013 учебный год

Коллективный уровень:

· Развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;

· Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни школьного коллектива (оказание помощи друг другу при изучении сложного материала, посещение заболевших учеников, участие в социально значимых мероприятиях);

· Формирование умений и навыков у учащихся по самовоспитанию и саморазвитию.

Групповой уровень:

· Поддержание благоприятного морального климата в классе для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

· Использование разнообразных форм воспитывающей деятельности коллектива класса;

· Закрепление умений и навыков работы в команде, коллективного решения творческих задач.

Индивидуальный уровень:

· Повышение интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов школьника;

· Расширение учащимися целостной системы знаний об окружающем мире;

· Закрепление и усовершенствование приёмов и методов самопознания и саморазвития, ценностных отношений к себе и окружающей социальной действительности;

· Повышение уровня воспитанности и культуры поведения учащихся.

Ведущие задачи практики по воспитательной работе.

· совершенствование нравственного самосознания, ответственности как черты личности;

· повышение культуры поведения на основе управления собой;

· укрепление чувства долга перед родными, семьей, Родиной;

· развитие человеческой культуры, творческой деятельности учащихся;

· усиление стремления к здоровому образу жизни и активизацию школьников в спортивно-оздоровительных и профилактических мероприятиях;

· дальнейшее сплочение школьников и укрепление дружного коллектива на основе воспитания чувства взаимного уважения.

Характеристика классного коллектива.

Список 8 «А» класса:

В классе учится 28 человека, из них 11 мальчиков и 17 девочек. Большинство детей 1998 года рождения. Некоторые дети живут в неполных семьях (Левченко Артем, Землянский Олег). В целом дети воспитываются в хороших семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям. Детей, склонных к правонарушениям нет.

В классе 2 отличника – Бывшев Андрей и Запорожченко Анастасия, 8 хорошистов, среди которых можно отметить Вдовину Настю, Дронову риту и Волобуева ПАвла. Более низкая успеваемость наблюдается у Левченко Артема, Рахимовой Юли, что можно связать с недостатком развития мотивационной сферы школьников. Два ученика имеют серьезное нарушение органов зрения: Мальцев Андрей и Францова Лиза. Они регулярно наблюдаются в офтальмологическом кабинете.

У учеников обнаружились следующие типы мышления как наглядно-образный, интуитивный и репродуктивный. В классе есть одаренные дети. Пишков Андрей артистичен, занимается в театральном кружке, а также в секциях бокса и хоккея; Локтионова Алина занимается в музыкальной школе; Разинькова Анастасия занимается художественной гимнастикой. Ученики в классе спортивные, 4 человека ходят в секции различных единоборств, 6 человек занимаются футболом.

Класс активный, ученики принимают участие во всех школьных мероприятиях, у многих есть выраженные черты лидера. Запорожченко Анастасия и Вдовина Анастасия хорошо рисуют, принимают участие в художественных конкурсах.

Класс в целом дружный, с хорошим потенциалом. Учащиеся умеют работать совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности, ученики дорожат честью класса. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные.

Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. Школьники умеют оценивать и деятельность своих товарищей. В классе преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой.

Старостой класса является Землянский Олег. Запорожченко Анастасия и Волобуев Павел являются неформальными лидерами класса. Классный руководитель Бывшева Оксана Федоровна – опытный педагог и мастер своего дела, пользуется непререкаемым авторитетом среди учащихся, уделяет большое внимание развитию групповой сплоченности коллектива и формированию положительных черт характера. Общий уровень дисциплины на уроках выше среднего, учащиеся иногда отвлекаются, не всегда внимательно слушают учителя.

В целом класс можно назвать сплоченным, учащиеся всегда приходят на помощь друг другу, преобладают дружеские отношения. Классный коллектив активно участвует в школьной жизни, отличается образцовыми выступлениями на школьных мероприятиях.

Коллектив класса имеет свои традиции: ежегодные мероприятия, посвященные Дню знаний, Новому году, Дню Защитника Отечества, Женскому дню, Дню Победы. Жизнь коллектива вне учебных занятий достаточно активна - это проведение внеклассных мероприятий, организация субботников, походов и экскурсий, посещение спортивных площадок.

В заключение следует отметить, что данный коллектив является традиционным представителем ученического класса общеобразовательной Российской школы. Возникающие недостатки связаны с субъективным особенным подбором контингента, семей. Наличие детей различных национальностей, культурного, материального и интеллектуального уровня подтверждает общедоступность образования, но, как правило, сопровождается рядом сложностей, с которыми приходится сталкиваться педагогу в повседневной работе. Следует отметить, что отношения между учителем и учениками доброжелательные, уважительные, ученики любят педагога, в свою очередь и учитель организовывает и поддерживает благоприятный климат в коллективе, проявляя любовь, заботу, интерес к каждому ученику. Ученический коллектив обеспечивает единство, дружбу, товарищество старших школьников.

Программа воспитательной работы с классным коллективом в условиях школы подчинена основным положениям Программы воспитания школы, которая направлена на гуманизацию воспитательного процесса в школе, формирование интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов школьника. Основное содержание воспитательной работы в 8 «А» классе было направлено на укрепление единого коллектива учащихся через развитие коммуникативных способностей учеников, организацию совместной деятельности; создание благоприятных условий для индивидуального развития каждого учащегося. Мною была проделана большая работа по изучению классного коллектива. Использовались индивидуальные методы работы (наблюдения, беседы, анкетирование) и коллективные (классные часы). При работе с классом мною были учтены такие принципы воспитательной работы как учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в выборе содержания и форм проведения мероприятий, проведение коллективных творческих дел, вовлечение ребят в организацию внеклассных мероприятий. При работе с классным коллективом я старалась достичь поставленных задач по созданию благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, формированию дружного отзывчивого коллектива, повышению самостоятельности и ответственности. Для этого мною были проведены тематические классные часы, направленные на формирование понятий о правильной организации умственной работы и учебной деятельности, на формирование дружеской атмосферы в классе и толерантности, на поддержание здорового образа жизни.

Характеристика классного коллектива 5 А класса

В классе обучается 26 человек: 15 мальчиков и 11 девочек. Все учащиеся 2006 года рождения, несколько обучающихся 2007 (10 лет) г.р. 5 обучающихся (Велегонь В., Евсеев М., Гольштейн К., Ремезов К., Прохоренко С.) пришли из 2х других классов.

В классе 13 учащихся, которые закончили учебный год без троек(50%), но по итогам 1 четверти только 9 обучающихся подтвердили свой статус "хорошистов". Неуспевающих в классе нет, но выделяется ряд детей с низкими учебными возможностями (Велегонь В., Гольштейн К., Прохоренко С.).Класс в целом имеет средний и хороший уровень обученности. Примерно 60% детей осваивает учебный материал на «хорошо» в среднем. Общее развитие учащихся неравномерное: есть дети, которые легко усваивают материал, а есть и те, кто затрудняется. Учащиеся активно включаются в решении проблемной ситуации на уроке (рассуждают, дискутируют). Проявляют инициативу в учебной деятельности по разнообразным вопросам. 1 человек стоит на учете в полиции за админ. правонарушение.(Мингалев Д.), с ним и его семьей ведется профилактическая работа.

Занятия без уважительной причины не пропускают, но есть группа обучающихся которые постоянно болеют, для них составляются планы ликвидации задолженности (Велегонь В., Ушакова К.). Постоянно нарушают дисциплину Прохоренко С., Кочеткова В., Храмцов А., Татарчук Т.

Кл. руководителем были посещены семьи обучающихся, составлены акты ЖБУ. Все обучающиеся проживают в удовлетворительных и хороших условиях, имеют учебное и спальное место, семьи на учетах разного уровня не состоят.

5 "А" класс обладает высокой творческой активностью,многие обучающие посещают танцевальный класс, моделирование, есть и спортсмены-лыжники и футболисты. Дети отзывчиво относятся к начинаниям классного руководителя, с готовностью выполняют общественные поручения, участвуют в общешкольных мероприятиях: Осенний бал, Посвещение в 5-ти классники.(Примером является участие детей в конкурсе "Стиляги" на Осеннем бале, где ребята стали победителями почти во всех номинациях.)На уроках дети работают активно и заинтересованно, старательно. Однако ряд учащихся выкрикивают с места, создают посторонний шум, нарушают дисциплину во время урока, занимаются посторонними делами, комментируют ответы и поведение друг друга вслух. На переменах обучающиеся ведут себя так же активно, нарушая дисциплину. Все это является большой проблемой для получения знаний и овладения учебной программой, отмечается всеми педагогами, работающими в этом классе. Для решения данной проблемы были приняты следующие меры: 1) проведены личные беседы с родителями о поведении с целью устранения недостатков

2) посещение уроков родителями с целью контроля обучающихся

3) беседы группы обучающихся с соц. педагогом и педагогом -психологом по поводу конфликтных ситуаций и поведения

4) классные часы, тематика которых направлена на преодолений недостатков в поведении обучающихся

В результате проверки дневников было выявлены незначительные недочеты (незаполнение списка преподавателей, первой страницы, дополнительных занятий). Родители своевременно проверяют дневники и интересуются успехами детей. Только несколько дневников отвечают всем требованиям. С учащимися была проведена беседа и в данное время ведется активная работа по устранению всех недостатков.

Класс большой 26 человек. По результатам социометрического исследования, в нем можно выделить несколько групп: лидеры, предпочитаемые, избираемые, есть отверженные.

В классе имеются «звезды», «предпочитаемые» и «избираемые». По результатам социометрии имеется высокий коэффициент благополучия отношений в классе. Группировки небольшие присутствуют, а объединяют их общие интересы. Общественное мнение играет не последнюю роль в классе, присутствует так же критика одноклассников. Стараются улучшить результаты учебной деятельности большинство ребят. Умение преодолевать посильные трудности доступно не всем ребятам, по моему мнению, из-за того, что еще не все понимают до конца смысл и важность учебной деятельности. для выявления мотивации у 5 кл. также были проведены анкеты и по результатам их обработки я получила следующие результаты : 6 человек имеют высокий уровень мотивации: Радостева В., Салтыков Е., Красноперов К., Выставкина В., Геворгян В. 16 человек средний уровень, 2 человека низкий уровень (Храмцов А., Гольштейн К.)

Девочки с мальчиками в классе общаются дружно. Правда, девочки в классе ведут себя сдержаннее и серьезнее, чем мальчики. Поэтому, к делу, планам и своим интересам девочки относятся иначе (более ответственнее), нежели мальчики. Именно они и являются основными нарушителями дисциплины. Кроме того в классе есть дети, которые не приняты коллективом, вследствии этого между этим учеником и коллективом постоянно возникают проблемы, которые ребята порой выясняют прямо на уроке.

В общешкольных делах ребята стараются принимать активное участие. Каждую неделю проводится классный час с целью объединения классного коллектива и передачи полезной информации. Посещают классный час все учащиеся. Организуются и поводятся различные познавательные конкурсы, викторины, мероприятия.

В классе соблюдается график дежурств по уборке класса, дежурство по школе, генеральная кабинета. Ребята хоть, иногда, и нехотя, но выполняют все поручения классного руководителя и других учителей.

В коллективе создан и успешно функционирует родительский комитет, пользующийся авторитетом. Он успешно решает все конфликты и проблемы в классе. На просьбы классного руководителя родительский комитет откликается с готовностью, всегда заинтересован в сотрудничестве, организации всех мероприятий.

Классный руководитель применяет демократический стиль руководства, учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. Ученики участвуют в обсуждении проблем коллективной жизни и в результате делают определенный выбор. Но окончательное решение формулируется учителем или должно быть им одобрено. Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, стремится понять их, вникнуть в их личные дела и проблемы, в организации деятельности коллектива старается занять позицию «первого среди равных». Я надеюсь, что с ребятами у меня сложатся дружеские, доверительные отношения, все в рамках школьных правил.

Уровень развития воспитанности средний, все ребята соблюдают Устав школы и носят школьную форму (единицы нарушают).

Решение проблем я вижу в следующем:

  1. Ежемесячное посещение уроков род. комитетом
  2. Классные часы, родительские собрания, беседы с обучающимися и родителями
  3. Психолого-педагогическое и соц. сопровождение класса и родителей, а так же привлечение др. служб и ведомств

1. Формирование детского коллектива

В 2,4 классах - 10 учащихся. Из них 4 девочек и 6 мальчиков. Абсолютное большинство учащихся - 6 - 2000 года рождения, 3 учащихся - 2001 года рождения, 1учащийся-2002 года рождения.

6 учащихся начали обучение в 7 лет по решению родителей. В классе обучаются учащиеся из следующих по составу семей:

Полные семьи - 8

Неполные семьи (одна мать) - 1;

Все учащиеся класса проживают в собственных квартирах их роди­телей,
в съемных квартирах проживает одна семья.

2. Анализ психофизического здоровья учащихся

Учащиеся класса проходят ежегодно медицинское обследование. В результате медицинского обследования выявлено следующее:

Основная группа здоровья - 7 учащихся;

Первая группа здоровья ___3 учащихся.

К часто болеющим учащимся можно отнести следующих учени­ков:

Бурмакина Николь, Нурутдинова Алина, Малышев Ваня.

3. Характеристика интересов учащихся

Все учащиеся класса активно участвуют в учебной деятельности , у большинства учащихся сформирована стойкая учебная мотивация, выраженная высокой активностью на уроках, стремлением получить хорошую отметку в устной работе на уроке и по письменным работам.

Трудности в учении испытывают: Суворин Артём, Ковалёв Саша, Малышев Ваня.

Все учащиеся хотят иметь высокие учебные результаты, но не у всех получается, так как у многих учащихся не сформированы такие качества как усидчивость, внимательность, любознательность. Это касается, в первую очередь, таких учащихся как: Суворин А, Малышев В, Ковалёв С,


Преобладающий учебный интерес учащихся к таким предметам как чтение, математика, физкультура. Снижен интерес учащихся к та­кому предмету как русский язык ..

4. Характеристика интеллектуальных умений учащихся.

Класс достаточно работоспособный, быстро включается в работу, активен при решении учебных задач. Трудности в учении испытыва­ют: Суворин А, Малышев В, Ковалёв С,

Это связано с низким уровнем самостоятельности данных учащих­ся, отсутствием умения самостоятельно работать дома.

Всегда выполняют домашние задания: Бурмакина Н, Нурутдинова А,

Не всегда выполняют домашние задания: Носов М, Ковалёв С,

Выполняют задания небрежн: Марфин Н,

что свидетельствует об отсутствии контроля со стороны родителей за результатами учебной деятельности их детей.

5. Характеристика сформированности классного коллектива

Класс дружный. В классе нет ярко выраженных групп, многие дети с удовольствием помогают друг другу, поздравляют друг друга с днем рождения. Своими высокими интеллектуальными способностями выделяются:Бурмакина Николь.

6. Характеристика нравственных качеств учащихся, эмоционального состояния детского коллектива

Коллектив учащихся доброжелательный и открытый, ребята пере­живают неудачи своих сверстников, пытаются помочь и поддержать в трудной ситуации.

Высокую степень тревожности проявляют:

Конфликтность проявляю: Носов М,

7. Характеристика семей учащихся

Средний возраст родителей лет.

Родители пытаются создать все необходимые условия для комфор­тного пребывания ребенка в семье. Родители класса посещают роди­тельские собрания, активно участвуют в мероприяти­ях классного коллектива.

Основная часть родителей настраивает учащихся на позитивное вос­приятие результатов учебных достижений, стимулирование их к успеху.

8. Реализация воспитательных задач, поставленных в 2учебном году.

На данный учебный год были поставлены следующие задачи:

Создать условия для оздоровления учащихся;

Формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу.

Воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения, сознательное отношение к своим обязанностям;

Способствовать становлению активной гражданской позиции учащихся;

Формировать эстетические вкусы, развивать творческие способности;

Прививать навыки здорового образа жизни;

Прививать любовь к природе.

Эти задачи будут реализоваться через классные часы , беседы, общешкольные мероприятия и т. д.

Характеристика 5 класса

«Будем потихоньку, не ожидая быстрых ре­зультатов, учить маленького человека чувствовать человека».

Симон Львович Соловейчик

В 5В классе обучается 7 человек: 2 девочки и 5 мальчиков. Добрыня обучается по другой программе, по программе 8 вида по решению областной медико-педагогической комиссии. Двое детей воспитываются в многодетных семьях. Это Саша и Марат. Два ребенка воспитываются в неполных семьях – Андрей и Валерия. Эти дети относятся к группе риска.

Все ученики обучаются в нашей школе с первого класса.

4 класс закончили на 4 и 5 - Саша и Марат.

С одной 3 – Кирилл по русскому языку.

По итогам первой четверти:

Хорошисты – Саша, Кирилл, Марат.

С одной «3»- Данил по математике, Добрыня по русскому языку.

Класс проходит ежегодное медицинское обследование. В целом, здоровье детей находится в норме.

В плане поведения класс очень непрост. Дети, обучаясь в начальной школе, привыкли рассуждать вслух, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. Но так как «искусству спора» их не научили, то любое мнение отстаивается без аргументации и, главное, без выслушивания мнения другого. Дети не привыкли считаться с мнением другого, они просто не слышат того, о чем говорит их товарищ. И, как правило, дискуссия (а дискутировать они любят) переходит в общий шум. Таким образом, выносить на обсуждение класса какой-либо вопрос приходится очень осторожно.

В классе замечены случаи насмешек и иных форм негативного отношения к Добрыне и Валерии.

Таким образом, класс требует постоянного контроля со стороны классного руководителя и учителей – предметников.

Мною посещены уроки природоведения, музыки, истории и литературы. Учащиеся на уроках активно работают, свободно высказывают свое мнение по любому вопросу. Отклоняющегося поведения (рассеянное внимание, навязчивые движения, вызывающее поведение, грубость), за исключением А. и в редких случаях у М. , не выявлено.

Основная задача, которую я ставила в период адаптации – создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика.

Для обеспечения благоприятного протекания процесса адаптации были проведены следующие мероприятия:

    Родительское собрание «Адаптация 5-классников к новым школьным условиям» (не были родители Валерии и Андрея)

    Наблюдение за учащимися во время и вне учебных занятий

    рассаживание детей в классе с учётом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья и пожелания родителей

    Ознакомление учащихся со следующими составляющими обучения в 5 классе: «предметы», «учителя-предметники», «урок», «перемена». «столовая», «правила поведения».

    Тесная связь со школьным психологом, социальным педагогом

    Сотрудничество с учителями – предметниками.

Учащиеся 5 класса были вовлечены в подготовку и проведение совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников и спортивных соревнований. Участвовали во всех коллективно-творческих делах школы и класса. Каждый ученик имеет в классе поручение.

Большую часть дня дети проводят в школе. Основная задача – получение знаний, формирование положительной учебной мотивации.

Вне школы заняты только Саша (танцевальный и «Берестяночка») и Данил (футбол и «Берестяночка»).

Выводы.

Не все учащиеся 5 класса подготовлены к изучению учебного материала (отмечаю неудовлетворительную подготовку у Валерии).

Адаптация к условиям обучения в среднем звене школы проходит в пределах допустимой нормы.

Общий настрой класса, его «эмоциональный портрет» позитивный.

Отсутствуют «проблемные» предметы и негативное отношение к учителям, работающим в классе.

Все учителя используют различные формы и методы преподавания для успешной адаптации учащихся к условиям обучения в среднем звене школы.

Исходя из анализа работы за 1 четверть, определены следующие воспитательные задачи:

    Продолжить работу по сплочению детского коллектива, содействовать развитию у учащихся организаторских навыков, воспитывать чувство товарищества. Проводить работу по повышению успеваемости в классе, организовать беседы в помощь учащимся.

    Продолжить изучение культуры поведения и межличностных отношений.

МБОУ «Корниловская СОШ»

Добрыня учится в МБОУ «Корниловская СОШ» с первого класса. До этого посещал детский сад «Ёлочка» по месту жительства. Обучается в общеобразовательном классе, но по программе 8 вида (решение областной медико-педагогической комиссии). По математике и русскому языку обучается индивидуально.

В пятый класс пришел успевающим по всем предметам. В школу ходит охотно. Успевает на "хорошо" и "удовлетворительно". Читает по слогам, без интонации, знаков препинания. Пересказать текст не всегда может, стихотворения учит наизусть. Логическое мышление слабое, считает в основном по линейке. Домашние задания по всем предметам выполняет регулярно и вполне успешно, благодаря стараниям мамы и бабушки. Самостоятельно на уроках работать не может, внимание не устойчивое. Низкая мотивация. Обидчив, с оценкой часто не соглашается.

Мальчик болеет редко, хронических заболеваний не имеет. Наблюдаемые признаки предрасположенности учащегося к нарушениям здоровья: высокая утомляемость, невнимательность, отвлекаемость, неусидчивость, обидчивость, драчливость. Навязчивые привычки: грызет ногти.

Жалобы со стороны родителей: чрезмерная усталость после учебы, укачивание в транспорте.

Состав семьи:

Мать – Снежана Николаевна (г.р.). Работает продавцом в магазине «Рассвет». Контактный телефон – 895********.

Отец – Сергей Владимирович (г.р.). Образование: средне-специальное. Работает главным механиком ООО «Зеленниклес». Контактный телефон – 895********.

Брат – Владимир Сергеевич, посещает детский сад «Ёлочка»

Семья проживает в посёлке Двинской, улица Зелёная, дом 5, квартира 1. Условия проживания хорошие. Материальное состояние семьи среднее. У Добрыни отдельная комната, созданы все условия для учёбы и отдыха. Между требованиями школы и семьи противоречий нет. Родители всегда в курсе школьной жизни своего сына. Родительские собрания посещают всегда. Подписи в дневнике регулярны. На протяжении всех лет обучения в школе мальчик уроков без уважительных причин не пропускал и на уроки не опаздывал. Одет опрятно.

Учащийся психологически защищен, любим, может рассчитывать на моральную поддержку в семье, взрослые с пониманием относятся к индивидуальным проблемам и особенностям подростка учитывают их, интересуются его внутренней жизнью, пользуются у подростка авторитетом.

В школьном коллективе Добрыня общителен, легко идет на контакт, как с взрослыми, так и со сверстниками. Отношения с большинством одноклассников пока не складываются, нередко имеют место конфликты. Одноклассники относятся к учащемуся пренебрежительно, авторитетом и доверием он не пользуется.

Добрыня принимает активное участие в спортивных соревнованиях за честь класса. В зимнее время вместе с мамой и бабушкой любит совершать лыжные прогулки. Увлекается компьютерными играми, любит танцевать. Во внеурочное время охотно посещает кружок резьбы по дереву в школе и кружок лепки в ДЮЦ.

Директор _____________ Наумова М.Н.

Характеристика на ученицу 5 класса

МБОУ «Корниловская СОШ»

Валерия учится в МБОУ «Корниловская СОШ» с первого класса. Пришла в пятый класс успевающей по всем предметам. Девочка учится неплохо, имеет оценки «3» и «4». Память средняя. Наибольшую трудность испытывает при изучении математики и английского языка. Интереса к учебе не проявляет. Всё необходимое для обучения в школе есть. Учебники получает в школьной библиотеке бесплатно, рабочие тетради на печатной основе мамой приобретены.

Лера проживает в посёлке Двинской, улица 12 Линия, дом 2, квартира 1. Семья малообеспеченная. Мама, Надежда Валерьевна, неоднократно была замечена в нетрезвом виде, поэтому семья находится в социально опасном положении. Бытовые условия, в которых проживает девочка, удовлетворительные. У Леры есть братик, который посещает детский сад. Мать смотрит дневник дочери, росписи в дневнике имеются. Воспитанием дочери Надежда Валерьевна занимается эпизодически, родительские собрания практически не посещает. Хотя в урочное время посещает школу, беседует с классным руководителем, социальным педагогом школы, регулярно звонит по телефону.

По характеру Лера доброжелательна, коммуникабельна с детьми младшего возраста или взрослыми, а вот с ровесниками дружить не получается, сказывается излишняя навязчивость и статус семьи. В классе авторитетом не пользуется. Среди одноклассников друзей нет. Общается с девочкой на два года старше себя. Лера легковозбудимая, бывает резка и груба, может убежать с уроков. Бывают пропуски уроков без уважительных причин, опоздания на уроки. Вне школы была замечена с сигаретами, но утверждает, что не курит.

Школа старается контролировать девочку, ведутся постоянные беседы и строгий контроль. После школы ребенок не хочет идти домой, т.к. не чувствует дома должного внимания и понимания. Маму Лера не слушается, может без спросу уйти из дома. В последнее время девочка бывает не откровенна с классным руководителем, говорит не правду, изворачивается. Лера легко поддается дурному влиянию. Результат – сильное отравление таблетками.

Внешне Лера выглядит не всегда аккуратно. Это говорит о том, что мать не всегда занимается воспитанием дочери.

Физически девочка развита хорошо. Поручения выполняет добросовестно, в классе отвечает за трудовое направление. В меру своих возможностей старается выполнить работу хорошо и всячески привлечь к себе внимание, заработать похвалу, которой ей не хватает. Спортивные мероприятия и классные вечера не посещает.

Школа оказывает внимание семье Валерии. Проводятся рейды с посещением на дому. Девочке, оказывается, по возможности материальная и гуманитарная помощь. До нового года Лера питалась в школьной столовой бесплатно за счет средств социальной защиты. В каникулярное время Лера посещает оздоровительные школьные лагеря, если такие организуются.

Девочка требует особого внимания со стороны взрослых.

Классный руководитель ________ Фефилатьева В.В.

Характеристика на ученика 5 класса

Андрей учится в МБОУ «Корниловская СОШ» с первого класса.

Пришел в пятый класс успевающим по всем предметам. По словам классного руководителя начальной школы, Андрей учился слабо. Память средняя, но бывают вспышки.

Андрей проживает с мамой в посёлке Двинской, улица Лесная, дом 4, квартира 8. Семья малообеспеченная. Мама, Алёна Андреевна, работает в МБОУ «Корниловская СОШ» кухонным работником. Мать всегда в курсе школьной жизни своего сына. Подписи в дневнике регулярны. Родительские собрания посещала почти всегда. Воспитанием сына Алёна Андреевна занимается эпизодически. Чаще всего ребёнок предоставлен сам себе и улице. Но надо отдать должное, что на протяжении четырёх лет обучения в школе мальчик уроков без уважительных причин не прогуливал.

В школьном коллективе Андрей общителен. Мальчик легко идёт на контакт, как с взрослыми, так и со сверстниками. Авторитетом в классе не пользуется из-за своего неуравновешенного, вспыльчивого характера.

Ребёнок легковозбудимый, бывает, груб и резок с взрослыми и одноклассниками, ругается матерными словами, дерётся. Может быть добрым и ласковым. Всё зависит от настроения, которое у Андрея переменчиво.

Андрей активный участник школьных мероприятий, но может и выступать в роли дезорганизатора. Артистичный, хорошо поет. В этом учебном году с классом ходил в поход, принимал участие в уборке территории возле памятника, от осеннего кросса отказался – не пришел.

Во внеурочное время посещал и посещает кружки в ДЮЦ и секцию футбола, но непостоянно с перерывами.

Директор __________ Наумова М.Н.

Классный руководитель ________ Фефилатьева В.В.

В коллективе 12 мальчиков и 4 девочки, состав в своем большинстве не меняется с начальной школы, хотя, начиная с 5 класса, изменения были. По успеваемости – средний уровень. Средний балл по школе за 2009-2010 гг. – 6,41. Качество знаний – 65,7.

Пример психолого-педагогической характеристики класса

Отношения между одноклассниками характеризуются как вполне благополучные. Отдельных группировок со своими правилами и нормами поведения не наблюдается. Есть учащиеся, которые претендуют на лидерство, хотя по своей сути таковыми не являются. К таким вполне можно отнести С.К. и А.К. При этом, если последний занимает активную жизненную позицию: серьезно занимается баскетболом, является старостой и членом Совета старшеклассников – то Сергей, к сожалению, не всегда направляет свою энергию в правильное русло. Отвергаемых и изолированных учащихся нет. Возможно, Ю.Д., Е.Л. и Н.Г. иногда остаются непонятыми своими одноклассниками, но это не носит характера «опасной ситуации».

Учащиеся понимают и принимают статус «ученика» и «учителя». Взаимоотношения с классным руководителем строятся на взаимном доверии и уважении. С учителями-предметниками – доброжелательно-деловые.

Учащиеся не всегда самокритичны в отношении своей деятельности и поведении. У некоторых наблюдается завышенная самооценка (В.К., С.К.).

Взаимоотношения между мальчиками и девочками носят ситуативный характер, что свидетельствует о несформированности коллектива. При этом следует учитывать, что коллектив практически «мальчишеский». Не всегда наблюдается и сплоченность учащихся в коллективной деятельности. Тем не менее, в классе есть актив, который приходит на помощь всегда: Е.Д., Н.Ч., А.Л., А.К.

Отношения между членами коллектива устанавливаются при непосредственном контакте, взаимодействии, общении и не зависят от ценностей групповой деятельности. Имеют место быть проявления взаимовыручки и взаимопомощи между учащимися (конкретных примеров приводить не будем, так как их множество).

У учащихся Е.Д., Н.Ч., А.Л. наблюдается большой познавательный потенциал и высокий уровень самообразовательной активности. На уроках проявляют интерес к учебной деятельности, практически всегда подготовлены, могут высказывать собственное мнение на поставленные вопросы, при подготовке домашних заданий используют дополнительную литературу. Обладают способностью анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Сообразительны, могут проявлять творчество в умственной деятельности. Владеют навыками самостоятельного труда.

Учащимся Ю.Д., Е.Л., С.К., В.К.свойственен замедленный темп деятельности. Не всегда успевают за общим темпом. Не показывают осознанности и систематичности знаний. Не всегда могут сделать самостоятельных выводов, не проявляют широты и гибкости мышления. Не сформированы навыки самостоятельного труда. Требуется дополнительное стимулирование и постоянный контроль со стороны взрослых, в результате чего могут достигать высоких результатов.

На уроках и перерывах поведение учащихся удовлетворительное. У 76% учащихся сформирована учебная мотивация.

Дети принимают активное участие во внеклассных и школьных мероприятиях. Творчески способные учащиеся Е.Д., Н.Ч., А.Л. и др. активны и инициативны, являются лидерами при организации и проведении праздников, конкурсов, игр, оформлении плакатов и т.п. По мере своих сил каждый ученик старается принять участие в делах класса и внешкольных мероприятиях.

Выводы, постановка проблемы, задачи

Нет единой ценностно-ориентационной системы; низкий уровень сплоченности коллектива;

Необходимо:

  1. продолжить работу по формированию и сплочению коллектива, выработке единых ценностных норм и правил, которые бы принимали и осуществляли все члены коллектива;
  2. способствовать повышению уровня познавательной активности у учащихся с замедленным темпом деятельности, формировать у них познавательную активность, учебную мотивацию;
  3. формировать у учащихся адекватную самооценку;
  4. воспитывать культуру общения между мальчиками и девочками, развивать их коммуникативные умения и навыки.