Нервная регуляция строение и значение нервной системы. Значение нервной регуляции функций. Классификация нервной системы

Главная роль в регуляции функций организма и обеспечении его целостности принадлежит нервной системе. Этот механизм регуляции является более совершенным. Во-первых, нервные влияния передаются значительно быстрее, чем химические воздействия, и потому организм через нервную систему осуществляет быстрые ответные реакции на действие раздражителей. В связи со значительной скоростью проведения нервных импульсов взаимодействие между частями организма устанавливается быстро в соответствии с потребностями организма.

Во-вторых, нервные импульсы приходят к определенным органам, и потому ответные реакции, осуществляемые через нервную систему, не только более быстрые, но и более точные, чем при гуморальной регуляции функций.

Рефлекс - основная форма нервной деятельности

Вся деятельность нервной системы осуществляется рефлекторным путем. С помощью рефлексов осуществляется взаимодействие различных систем целого организма и его приспособление к меняющимся условиям среды.

При повышении кровяного давления в аорте рефлекторно меняется деятельность сердца. В ответ на температурные воздействия внешней среды у человека суживаются или расширяются кровеносные сосуды кожи, под влиянием различных раздражителей рефлекторно меняется сердечная деятельность, интенсивность дыхания и т. д.

Благодаря рефлекторной деятельности организм быстро реагирует на различные воздействия внутренней и внешней среды.

Раздражения воспринимаются особыми нервными образованиями - рецепторами . Существуют различные рецепторы: одни из них раздражаются при изменении температуры окружающей среды, другие - при прикосновении, третьи - при болевом раздражении и т. п. Благодаря рецепторам центральная нервная система получает информацию обо всех изменениях окружающей среды, а также об изменениях внутри организма.

При раздражении рецептора в нем возникает нервный импульс, который распространяется по центростремительному нервному волокну и достигает центральной нервной системы. О характере раздражения центральная нервная система "узнает" по силе и частоте нервных импульсов. В центральной нервной системе происходит сложный процесс переработки поступивших нервных импульсов, и уже по центробежным нервным волокнам импульсы от центральной нервной системы направляются к исполнительному органу (эффектору).

Для осуществления рефлекторного акта необходима целостность рефлекторной дуги (рис. 2).

Опыт 2

Обездвижьте лягушку. Для этого заверните лягушку в марлевую или полотняную салфетку, оставив открытой лишь, голову. Задние лапки при этом должны быть вытянуты, а передние плотно прижаты к туловищу. Введите тупое лезвие ножниц в рот лягушки и отсеките верхнюю челюсть с черепной коробкой. Спинной мозг не разрушайте. Лягушку, у которой сохранен только спинной мозг, а вышележащие отделы центральной нервной системы удалены, называют спинальной. Укрепите лягушку в штативе, зажав зажимом нижнюю челюсть либо приколов булавками нижнюю челюсть к пробке, укрепленной в штативе. Оставьте лягушку висеть несколько минут. О восстановлении рефлекторной деятельности после удаления головного мозга судите по появлению ответной реакции на щипок. Лягушку во избежание подсыхания кожи периодически опускайте в стакан с водой. Налейте в маленький стаканчик 0,5-процентный раствор соляной кислоты, опустите в него заднюю лапку лягушки и наблюдайте рефлекторное отдергивание лапки. Смойте кислоту водой. На задней лапке, на середине голени, сделайте кольцевой разрез кожи и хирургическим пинцетом снимите ее с нижней части лапки, проследив за тем, чтобы кожа была тщательно снята со всех пальцев. Опустите лапку в раствор кислоты. Почему теперь лягушка не отдергивает конечность? В этот же раствор кислоты опустите другую лапку лягушки, с которой кожа не снята. Как реагирует лягушка теперь?

Разрушьте спинной мозг лягушки, введя в позвоночный канал препаровальную иглу. Опустите лапку, на которой сохранена кожа" в раствор кислоты. Почему теперь лягушка не отдергивает лапку?

Нервные импульсы при любом рефлекторном акте, приходя в центральную нервную систему, способны распространяться по разным ее отделам, вовлекая в процесс возбуждения многие нейроны. Поэтому правильнее говорить, что структурную основу рефлекторных реакций составляют нейронные цепи из центростремительных, центральных и центробежных нейронов.

Принцип обратных связей

Между центральной нервной системой и исполнительными органами существуют как прямые, так и обратные связи. При действии раздражителя на рецепторы возникает двигательная реакция. В результате этой реакции в исполнительных органах (эффекторах) - мышцах, сухожилиях, суставных сумках - возбуждаются рецепторы, от которых нервные импульсы поступают в центральную нервную систему. Это вторичные центростремительные импульсы , или обратные связи . Эти импульсы постоянно сигнализируют нервным центрам о состоянии двигательного аппарата, и в ответ на эти сигналы из центральной нервной системы к мышцам поступают новые импульсы, включающие следующую фазу движения или изменяющие движение в соответствии с условиями деятельности.

Обратная связь очень важна в механизмах координации, которую осуществляет нервная система. У больных, у которых нарушена чувствительность мышц, движения, особенно ходьба, утрачивают плавность, становятся некоординированными.

Условные и безусловные рефлексы

Человек рождается с целым рядом готовых, врожденных рефлекторных реакций. Это безусловные рефлексы . К ним относятся акты глотания, сосания, чихания, жевания, слюноотделение, отделение желудочного сока, поддержание температуры тела и др. Количество врожденных безусловных рефлексов ограничено, и они не могут обеспечить приспособление организма к постоянно меняющимся условиям среды.

На базе врожденных безусловных реакций в процессе индивидуальной жизни формируются условные рефлексы . Эти рефлексы у высших животных и человека весьма многочисленны и играют огромную роль в приспособлении организмов к условиям существования. Условные рефлексы имеют сигнальное значение. Благодаря условным рефлексам организм заранее как бы предупреждается о приближении чего-то значимого. По запаху гари человек и животное узнают о приближающейся беде, пожаре; животные по запаху, звукам отыскивают добычу или, напротив, спасаются от нападения хищников. На основе многочисленных условных связей, образовавшихся в течение индивидуальной жизни, человек приобретает жизненный опыт, помогающий ему ориентироваться в окружающей среде.

Для того чтобы яснее стало различие между безусловными и условными рефлексами, давайте совершим (мысленно) экскурсию в родильный дом.

В родильном доме есть три главных помещения: палата, где происходят роды, палата новорожденных и комната матерей. После того как ребенок родился, его приносят в палату новорожденных и дают немного отдохнуть (обычно 6-12 ч), а затем везут к матери - кормить. И только мать приложит ребенка к груди, как он хватает ее ртом и начинает сосать. Никто ребенка этому не учил. Сосание - пример безусловного рефлекса.

А вот пример условного рефлекса. Сначала, как только новорожденный проголодается, он начинает кричать. Однако через два-три дня в палате новорожденных наблюдается такая картина: подходит время кормления, и дети один за другим начинают просыпаться и плакать. Медицинская сестра по очереди берет их и пеленает, при необходимости подмывает, а затем укладывает на специальную каталку, чтобы везти к матерям. Очень интересно поведение детей: как только их перепеленали, уложили на каталку и вывезли в коридор, все они, как по команде, замолкают. Выработался условный рефлекс на время кормления, на обстановку перед кормлением.

Для выработки условного рефлекса необходимо подкрепление условного раздражителя безусловным рефлексом и их повторение. Стоило 5-6 раз совпасть пеленанию, подмыванию и укладыванию на каталку с последующим кормлением, которое здесь играет роль безусловного рефлекса, как выработался условный рефлекс: перестать кричать, несмотря на все возрастающий голод, ждать несколько минут, пока кормление начнется. Кстати, если вывезти детей в коридор и запоздать с кормлением, то через несколько минут они начинают кричать.

Рефлексы бывают простые и сложные. Все они находятся во взаимной связи и образуют систему рефлексов.

Опыт 3

Выработайте условный мигательный рефлекс у человека. Известно, что при попадании струи воздуха в глаз человек закрывает его. Это защитная, безусловнорефлекторная реакция. Если теперь несколько раз сочетать вдувание воздуха в глаз с каким-нибудь индифферентным раздражителем (стуком метронома, например), то этот индифферентный раздражитель станет сигналом поступления струи воздуха в глаз.

Для вдувания воздуха в глаз возьмите резиновую трубочку, соединенную с грушей для нагнетания воздуха. Рядом поставьте метроном. Метроном, грушу и руки экспериментатора закройте от испытуемого экраном. Включите метроном и через 3 сек нажмите на грушу, вдувая струю воздуха в глаз. Метроном при вдувании воздуха в глаз должен продолжать работу. Выключите метроном, как только наступит мигательная рефлекторная реакция. Через 5-7 мин повторите сочетание звука метронома с вдуванием воздуха в глаз. Опыт продолжайте до тех пор, пока мигание не будет наступать только при звуке метронома, без вдувания воздуха. Вместо метронома можно воспользоваться звонком, колокольчиком и т. п.

Сколько понадобилось сочетаний условного раздражителя с безусловным, чтобы образовался условный мигательный рефлекс?

Нервная система человека является стимулятором работы мышечной системы, о которой мы говорили в . Как мы уже знаем, мышцы нужны для передвижения частей тела в пространстве, и мы даже изучили конкретно, какие мышцы для какой работы предназначены. Но что приводит мышцы в действие? Что и как заставляет их работать? Об этом и пойдет речь в данной статье, из которой вы почерпнете необходимый теоретический минимум для освоения темы, обозначенной в названии статьи.

Прежде всего, стоит сообщить, что нервная система предназначена для передачи информации и команд нашего тела. Основные функции нервной системы человека – это восприятие изменений внутри тела и окружающего его пространства, интерпретация этих изменений и ответ на них в виде определенной формы (в т. ч. – мышечного сокращения).

Нервная система – множество разных, взаимодействующих между собой нервных структур, обеспечивающая наряду с эндокринной системой координированное регулирование работы большей части систем организма, а также отклик на смену условий внешней и внутренней среды. Данная система объединяет в себе сенсибилизацию, двигательную активность и корректное функционирование таких систем, как эндокринная, иммунная и не только.

Строение нервной системы

Возбудимость, раздражимость и проводимость характеризуются как функции времени, то есть это – процесс, возникающий от раздражения до появления ответной реакции органа. Распространение нервного импульса в нервном волокне происходит за счет перехода локальных очагов возбуждения на соседние неактивные области нервного волокна. Нервная система человека обладает свойством трансформации и генерации энергий внешней и внутренней среды и преобразования их в нервный процесс.

Строение нервной системы человека: 1- плечевое сплетение; 2- кожно-мышечный нерв; 3- лучевой нерв; 4- срединный нерв; 5- подвздошно-подчревный нерв; 6- бедренно-половой нерв; 7- запирающий нерв; 8- локтевой нерв; 9- общий малоберцовый нерв; 10- глубокий малоберцовый нерв; 11- поверхностный нерв; 12- мозг; 13- мозжечок; 14- спинной мозг; 15- межреберные нервы; 16- подреберный нерв; 17- поясничное сплетение; 18- крестцовое сплетение; 19- бедренный нерв; 20- половой нерв; 21- седалищный нерв; 22- мышечные ветви бедренных нервов; 23- подкожный нерв; 24- большеберцовый нерв

Нервная система функционирует как единое целое с органами чувств и управляется головным мозгом. Самая крупная часть последнего называется большими полушариями (в затылочной области черепа находятся два более мелких полушария мозжечка). Головной мозг соединяется со спинным. Правое и левое большие полушария соединены между собой компактным пучком нервных волокон, называемых мозолистым телом.

Спинной мозг – основной нервный ствол тела – проходит через канал, образованный отверстиями позвонков, и тянется от головного мозга до крестцового отдела позвоночника. С каждой стороны спинного мозга симметрично отходят нервы к различным частям тела. Осязание в общих чертах обеспечивается определенными нервными волокнами, бесчисленные окончания которых находятся в коже.

Классификация нервной системы

Так называемые виды нервной системы человека можно представить следующим образом. Всю целостную систему условно формируют: центральная нервная система – ЦНС, в состав которой входит головной и спинной мозг, и периферическая нервная система – ПНС, в которую входят многочисленные нервы, отходящие от головного и спинного мозга. Кожа, суставы, связки, мышцы, внутренние органы и органы чувств отправляют по нейронам ПНС входные сигналы в ЦНС. В то же время, исходящие сигналы от центральной НС, периферическая НС посылает к мышцам. В качестве наглядного материала, ниже, логически структурированным образом представлена целостная нервная система человека (схема).

Центральная нервная система – основа нервной системы человека, которая состоит из нейронов и их отростков. Главная и характерная функция ЦНС – реализация различных по степени сложности отражательных реакций, имеющих название рефлексов. Низшие и средние отделы ЦНС – спинной мозг, продолговатый мозг, средний мозг, промежуточный мозг и мозжечок – управляют деятельностью отдельных органов и систем организма, реализуют между ними связь и взаимодействие, обеспечивают целостность организма и его корректное функционирование. Высший отдел ЦНС – кора больших полушарий головного мозга и ближайшие подкорковые образования – по большей части управляет связью и взаимодействием организма как целостной структуры с внешним миром.

Периферическая нервная система – является условно выделяемой частью нервной системы, которая находится за пределами головного и спинного мозга. Включает в себя нервы и сплетения вегетативной нервной системы, соединяя ЦНС с органами тела. В отличие от ЦНС, ПНС не защищена костями и может быть подвержена воздействию механических повреждений. В свою очередь, саму периферическую нервную систему делят на соматическую и вегетативную.

  • Соматическая нервная система – часть нервной системы человека, которая представляет собой комплекс чувствительных и двигательных нервных волокон, отвечающих за возбуждение мышц, и в том числе кожи и суставов. Также она руководит координацией движений тела, и получением и передачей внешних стимулов. Эта система выполняет действия, которыми человек управляет осознанно.
  • Вегетативную нервную систему делят на симпатическую и парасимпатическую. Симпатическая нервная система управляет ответной реакцией на опасности или стресс, и кроме прочего, может вызвать увеличение частоты сердечных сокращений, повышение кровяного давления и возбуждение органов чувств, за счет увеличения уровня адреналина в крови. Парасимпатическая нервная система, а свою очередь, управляет состоянием покоя, и регулирует сокращение зрачков, замедление сердечного ритма, расширение кровеносных сосудов и стимуляцию пищеварительной и мочеполовой системы.

Выше вы можете видеть логически структурированную схему, на которой приведены отделы нервной системы человека, в порядке, соответствующем вышеизложенному материалу.

Строение и функции нейронов

Все движения и упражнения контролируются нервной системой. Основной структурной и функциональной единицей нервной системы (как центральной, так и периферической) является нейрон. Нейроны – это возбудимые клетки, которые способны генерировать и передавать электрические импульсы (потенциалы действия).

Строение нервной клетки: 1- тело клетки; 2- дендриты; 3- ядро клетки; 4- миелиновая оболочка; 5- аксон; 6- окончание аксона; 7- синаптическое утолщение

Функциональной единицей нейромышечной системы является двигательная единица, которая состоит из двигательного нейрона и иннервируемых им мышечных волокон. Собственно, работа нервной системы человека на примере процесса иннервации мышц происходит следующим образом.

Клеточная мембрана нерва и мышечного волокна является поляризованной, то есть на ней существует разность потенциалов. Внутри клетки содержится высокая концентрация ионов калия (К), а снаружи – ионов натрия (Na). В покое разность потенциалов между внутренней и внешней стороной клеточной мембраны не приводит к возникновению электрического заряда. Эта определенная величина представляет собой потенциал покоя. Из-за изменений во внешнем окружении клетки потенциал на ее мембране постоянно колеблется, и если он возрастает, и клетка достигает своего электрического порога возбуждения, происходит резкое изменение электрического заряда мембраны, и она начинает проводить потенциал действия вдоль аксона к иннервируемой мышце. К слову, в крупных мышечных группах, один двигательный нерв может иннервировать до 2-3 тысяч мышечных волокон.

На схеме ниже вы можете видеть пример того, какой путь проходит нервный импульс от момента возникновения стимула до получения на него ответной реакции в каждой, отдельно взятой системе.

Нервы соединяются между собой посредством синапсов, а с мышцами – с помощью нервно-мышечных контактов. Синапс – это место контакта между двумя нервными клетками, а – процесс передачи электрического импульса от нерва к мышце.

Синаптическая связь: 1- нейронный импульс; 2- принимающий нейрон; 3- ветвь аксона; 4- синаптическая бляшка; 5- синаптическая щель; 6- молекулы нейотрансмиттера; 7- клеточные рецепторы; 8- дендрит принимающего нейрона; 9- синаптические пузырьки

Нервно-мышечный контакт: 1- нейрон; 2- нервное волокно; 3- нервно-мышечный контакт; 4- двигательный нейрон; 5- мышца; 6- миофибриллы

Таким образом, как мы уже говорили – процесс физической активности в целом и мышечного сокращения в частности является полностью подконтрольным нервной системе.

Заключение

Сегодня мы узнали о предназначении, строении и классификации нервной системы человека, а так же о том, как она связана с его двигательной активностью и как она влияет на работу всего организма в целом. Поскольку нервная система вовлечена в регуляцию деятельности всех органов и систем человеческого тела, в том числе, и возможно, в первую очередь – сердечно – сосудистой, то в следующей статье из цикла о системах организма человека, к ее рассмотрению мы и перейдем.

Тема урока: Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.
Цель:
Сформировать знания о строении нервной системы, ее функциях.
Задачи:
Раскрыть зависимость выполняемых функций от особенностей нервных клеток, рефлекторный принцип работы нервной системы, механизм нервной регуляции;
Продолжить развитие навыков и приемов умственной деятельности учащихся: сравнение, анализ, обобщение, самонаблюдения.
Оборудование: Компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Ход урока:
1. Актуализация знаний о нервной системе, особенностях строения, о принципе работы; о рефлексе.
Какие типы нервной системы изображены на рисунке?
Каковы особенности строения каждого типа нервной системы?
Что такое рефлекс?

2. Изучение нового материала.

2.1. Нейрон – основа нервной системы. Виды нейронов, свойства и функции. Синапс.
Вы уже знаете, существование организма в сложном, постоянно меняющемся мире невозможно без координации и регуляции его деятельности. Этим, в первую очередь, занимается нервная система. Нервная система, совокупность структур в организме человека, объединяющая деятельность всех органов и систем и обеспечивающая функционирование организма как единого целого в его постоянном взаимодействии с внешней средой. Нервная система воспринимает внешние и внутренние раздражения, анализирует эту информацию, отбирает и перерабатывает её и в соответствии с этим регулирует и координирует функции организма.
Значение НС:
1. обеспечивает поддержание гомеостаза
2. обеспечивает согласованную работу всех органов и систем организма
3. осуществляет ориентацию организма во внешней среде и приспосабливающие реакции на ее изменения
4. составляет основу психической деятельности: речь, мышление, социальное поведение.
Нервная система образована главным образом нервной тканью, основной элемент которой - нервная клетка с отростками (аксон и дендриты), обладающая высокой возбудимостью и способностью к быстрому проведению возбуждения.
А – дендриты. В – тело нервной клетки. С – аксон.
Нейроны – основа нервной системы. Нервная система - нейрон, состоящий из тела нервной клетки и отростков - аксона и дендритов. Кроме нервных клеток, в структуру нервной системы входят клетки нейроглии, которые выполняют в ней опорную функцию, а также участвуют в метаболизме нервных клеток.
Взаимодействие между нейронами осуществляется благодаря контактам между ними.
Эти контакты называют синапсами. (запись определения в тетради) В области контакта между окончанием одного нейрона и поверхностью другого в большинстве случаев сохраняется особое пространство - синаптическая щель.
Основные функции нейронов: восприятие раздражений, их переработка, передача этой информации и формирование ответной реакции.
В зависимости от типа и хода нервных отростков (волокон), а также их функций нейроны подразделяют на: а) чувствительные, рецепторные (афферентные), волокна которых проводят нервные импульсы от рецепторов в ЦНС; тела их находятся в спинальных ганглиях или ганглиях черепно-мозговых нервов; б) двигательные (эфферентные), связывающие ЦНС с эффекторами; тела и дендриты их находятся в ЦНС, а аксоны выходят за её пределы (за исключением эфферентных нейронов вегетативной нервной системы, тела которых расположены в периферических ганглиях); в) вставочные (ассоциативные) нейроны, служащие связующими звеньями между афферентными и эфферентными нейронами; тела и отростки их расположены в ЦНС.
2.2. Строение и значение нервной системы (беседа с элементами рассказа, работа с учебником составление схем). (опорные схемы в тетради).
Нервную систему в зависимости от ее места расположения условно подразделяют на центральную и периферическую. К центральной относят головной и спинной мозг, к периферической – нервы (черепномозговые, и спинномозговые), нервные узлы и нервные окончания.
Нервы –пучки длинных отростков нервных клеток, выходящие за пределы головного и спинного мозга. Покрыты пучки соединительной тканью, образующей оболочки нервов.
Нервные узлы – скопления тел нейронов вне центральной нервной системы.
Рецепторы – нервные окончания разветвлений отростков.
Развитие и дифференциация структур нервной системы у человека обусловили её разделение на соматическую и вегетативную нервную систему.
Соматическая нервная система регулирует работу скелетных мышц, кожи, осуществляет связь организма с окружающей средой.
Особенность строения вегетативной нервной системы та, что её волокна, отходящие от ЦНС, не доходят непосредственно до рабочего органа, а сначала вступают в периферические ганглии, где оканчиваются на клетках, отдающих аксоны уже непосредственно на иннервируемый орган.
В зависимости от того, где расположены ганглии вегетативной нервной системы, и некоторых её функциональных особенностей вегетативную нервную систему делят на 2 части: парасимпатическую и симпатическую.
2.3. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Рефлекс, виды рефлексов, инстинкты.. Примеры условных и безусловных рефлексов).
Основные закономерности деятельности центральной нервной системы связаны в первую очередь с особенностями рефлекторной дуги - структурной основы каждого рефлекторного акта. Рефлекторная дуга – путь, по которому проходит нервный импульс.
Для простоты рефлекторная дуга обычно изображается в виде цепи из ряда одиночных клеток разного рода: рецепторной клетки, чувствительной (афферентной), вставочной и двигательной (эфферентной) нервных клеток и исполнительной клетки. В действительности рефлекторная дуга объединяет множество таких цепей, специфические звенья которых представляют собой не одиночную клетку того или иного рода, а ансамбль взаимосвязанных однородных клеток.
Рефлекторная дуга может быть простой и сложной.
Всю совокупность рефлекторных реакций организма делят на две основные группы: безусловные рефлексы - врождённые, осуществляемые по наследственно закрепленным нервным путям, и условные рефлексы, приобретённые в течение индивидуальной жизни организма путём образования в ЦНС временных связей.
Вопросы для беседы:
Какие безусловные и условные рефлексы вы знаете?
Что является необходимым условием для формирования условных рефлексов у животных?
Врожденные формы поведения (безусловные рефлексы) выработались в процессе эволюции и являются таким же результатом естественного отбора, как и морфологические, физиологические и другие признаки организма. Они генетически жестко заданы, поэтому в систематике один из критериев вида – поведенческий. Безусловные рефлексы очень разнообразны. Их можно классифицировать следующим образом.
1. Рефлексы, направленные на сохранение внутренней среды организма. Это пищевые, питьевые, а также гомеостатические рефлексы (поддержание постоянной температуры тела, оптимальных частот дыхания и сердцебиения и т.п.).
2. Рефлексы, возникающие при изменении условий внешней среды организма. Это ситуационные рефлексы (поведение в стае, постройка гнезд, исследовательские и подражательные рефлексы) и оборонительные реакции.
3. Рефлексы, связанные с сохранением вида, – половые и родительские
Такие рефлексы видоспецифичны, т.е. характерны для всех представителей данного вида. Круг запускающих их стимулов генетически жестко определен (пища, боль, запах особи противоположного пола и т.п.). И.П. Павлов назвал такие рефлексы безусловными, а запускающие их стимулы – подкреплением.
Вторая группа рефлексов – это приобретенные ответные реакции, образующиеся в результате повторного сочетания любого индифферентного (исходно незначимого) раздражителя с подкреплением. Такие рефлексы индивидуальны; они вырабатываются при определенных условиях у каждой особи, могут в течение жизни исчезать или заменяться другими подобными рефлексами и не передаются потомству. Формирование навыков письма, употребление орудий труда.

Способность образования таких связей присуща лишь коре головного мозга. Образование условнорефлекторных связей позволяет организму наиболее совершенно и тонко приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям существования. Условные рефлексы были открыты и изучены И. П. Павловым в конце 19 - начале 20 вв. Исследование условнорефлекторной деятельности животных и человека привело его к созданию учения о высшей нервной деятельности (ВНД) и анализаторах. Каждый анализатор состоит из воспринимающей части - рецептора, проводящих путей и анализирующих структур ЦНС, обязательно включающих её высший отдел. Кора головного мозга у человека и высших животных - совокупность корковых концов анализаторов; она осуществляет высшие формы анализаторной и интегративной деятельности, обеспечивая совершеннейшие и тончайшие формы взаимодействия организма с внешней средой.
Рефлекторная дуга проводит возбуждение только в одном направлении - от рецепторного конца к исполнительному органу. Это обусловлено присущей всем нервным клеткам структурной и функциональной поляризацией: на концевых разветвлениях аксонов каждого нейрона существуют микроструктурные образования, т. н. синапсы, посредством которых он контактирует с телами или дендритами др. нейронов и односторонне передаёт им свою активность. Многообразные наружные и внутренние рецепторы организма, специализированные в процессе эволюции к тонкому и совершенному восприятию отдельных, качественно специфических видов энергии - световой, звуковой, тепловой, механической и химической, трансформируют их в процесс нервного возбуждения, которое в виде ритмических импульсов передаётся последовательно от одних звеньев рефлекторной дуги к другим. Возбуждение на своём многоэтапном пути к конечному звену претерпевает значительные изменения в ритме, интенсивности, скорости и характере. В исполнительных органах рефлекторное возбуждение может порождать многообразные эффекты, обусловленные специфическими особенностями структуры и функций самих исполнительных органов (мышц, желёз, сосудов и т.д.).
2.4. Принцип прямой и обратной связи в работе нервной системы.
Важное значение для нормального протекания рефлекторной деятельности имеет механизм так называемой обратной связи, афферентации - информации о результате выполнения данной рефлекторной реакции, поступающей по афферентным путям от исполнительных органов. На основании этих сведений в случае, если результат неудовлетворителен, в сформировавшейся функциональной системе могут происходить перестройки деятельности отдельных элементов до тех пор, пока результат не станет соответствовать уровню, необходимому для организма.
2.5. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в развитии учения о рефлексах. (сообщения учащихся). (При наличии ресурса времени на уроке)
Материалы для сообщений учащихся об ученых И.М. Сеченове и И.П. Павлове находятся на сайте http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Российское образование. Система федеральных образовательных порталов.
4. Закрепление знаний.
Беседа по вопросам «Проверь свои знания»
Самостоятельная работа по рисунку учебника с. 52-53
5. Задание на дом. С.50 – 55, записи в тетради.
6. Рефлексия.

Нервная система регулирует деятельность всех органов и систем, обусловливая их функциональное единство, и обеспечивает связь организма как целого с внешней средой.

Структурной единицей нервной системы является нервная клетка с отростками - нейрон . Bся нервная система представляет собой совокупность нейронов, которые контактируют друг с другом при помощи специальных аппаратов - синапсов . По структуре и функции различают три типа нейронов:

  • рецепторные , или чувствительные;
  • вставочные , замыкательные (кондукторные);
  • эффекторные , двигательные нейроны, от которых импульс направляется к рабочим органам (мышцам, железам).

Нервная система условно подразделяется на два больших отдела - соматическую , или анимальную, нервную систему и вегетативную , или автономную, нервную систему. Соматическая нервная система осуществляет преимущественно функции связи организма с внешней средой, обеспечивая чувствительность и движение вызывая сокращение скелетной мускулатуры. Так как функции движения и чувствования свойственны животным и отличают их от растений, эта часть нервной системы получила название анимальной (животной).

Вегетативная нервная система оказывает влияние на процессы так называемой растительной жизни, общие для животных и растений (обмен веществ, дыхание, выделение и др.), отчего и происходит ее название (вегетативная - растительная). Обе системы тесно связаны между собой, однако вегетативная нервная система обладает некоторой долей самостоятельности и не зависит от нашей воли, вследствие чего ее также называют автономной нервной системой. Ее делят на две части симпатическую и парасимпатичесакую .

В нервной системе выделяют центральную часть - головной и спинной мозг - центральная нервная система и переферическую , представленную отходящими от головного и спинного мозга нервами, - переферическая нервная система. На разрезе мозга видно, что он состоит из серого и белого вещества.

Серое вещество образуется скоплениями нервных клеток (с начальными отделами отходящих от их тел отростков). Отдельные ограниченные скопления серого вещества носят названия ядер .

Белое вещество образуют нервные волокна, покрытые миелиновой оболочкой (отростки нервных клеток, образующих серое вещество). Нервные волокна в головном и спинном мозге образуют проводящие пути .

Переферические нервы в зависимости от того, из каких волокон (чувствительных либо двигательных) они состоят, подразделяются на чувствительные , двигательные и смешанные . Тела нейронов, отростки которых состовляют чувствительные нервы, лежат в нервных узлах вне мозга. Тела двигательных нейронов лежат в передних рогах спинного мозга или двигательных ядрах головного мозга.

И.П. Павлов показал, что центральная нервная система может оказывать три рода воздействий на органы:

  • 1) пусковое , вызывающее либо прекращающее функцию органа (сокращение мышцы, секрецию железы);
  • 2) сосудодвигательное , изменяющее ширину просвета сосудов и тем самым регулирующее приток к органу крови;
  • 3) трофическое , повышающее или понижающее и, следовательно потребление питательных веществ и кислорода. Благодаря этому постоянно согласуется функциональное состояние ргана и его потребность в питательных веществах и кислороде. Когда к работающей скелетной мышце по двигательным волокнам направляются импульсы, вызывающие ее сокращение, то одновременно по вегетативным нервным волокнам поступают импульсы, расширяющие сосуды и у силивающие . Тем самым обеспечивается энергетическая возможность выполнения мышечной работы.

Центральная нервная система воспринимает афферентную (чувствительную) информацию, возникающую при раздражении спецефических рецепторов и в ответ на это формирует соответствующие эфферентные импульсы, вызывающие изменения в деятельности определнных органов и систем организма.

"...если выключить все рецепторы, то человек должен заснуть
мертвым сном и никогда не проснуться".
И.М. Сеченов

Рефлекс - основная форма нервной деятельности. Ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды, осуществляющаяся при участии центральной нервной системы, называется рефлексом .

Путь, по которому проходит нервный импульс от рецептора до эффектора (действующий орган), называется рефлекторной дугой .

В рефлекторной дуге различают пять звеньев:

  • рецептор;
  • чувствительное волокно, проводящее возбуждение к центрам;
  • нервный центр, где происходит переключение возбуждения с чувствительных клеток на двигательные;
  • двигательное волокно, несущее нервные импульсы на периферию;
  • действующий орган - мышца или железа.

Любое раздражение - механическое, световое, звуковое, химическое, температурное, воспринимаемое рецептером, трансформируется (преобразуется) или, как теперь принято говорить, кодируется рецептором в нервный импульс и в таком виде по чувствительным волокнам направляется в центральную нервную систему.

При помощи рецепторов организм получает информацию обо всех изменениях, происходящих во внешней среде и внутри организма.

В центральной нервной системе эта информация перерабатывается, отбирается и передается на двигательные нервные клетки, которые посылают нервные импульсы к рабочим органам - мышцам, железам и вызывают тот или иной приспособительный акт - движение или секрецию.

Рефлекс как приспособительная реакция организма обеспечивает тонкое, точное и совершенное уравновешивание организма с окружающей средой, а также контроль и регуляцию функций внутри организма. В этом его биологическое значение. Рефлекс является функциональной единицей нервной деятельности.

Вся нервная деятельность, как бы она не была сложна, складывается из рефлексов различной степени сложности, т.е. она является отраженной, вызванной внешним поводом, внешним толчком.
Из клинической практики: в клинике С.П. Боткина наблюдали больного, у которого из всех рецепторов тела функционировали один глаз и одно ухо. Как только больному закрывали глаз и затыкали ухо, он засыпал.

В опытах В.С. Галкина собаки, у которых путем операции одновременно были выключены зрительные слуховые и обонятельные рецепторы, спали по 20-23 ч в сутки. Пробуждались они только под влиянием внутренних потребностей или энергичного воздействия на кожные рецепторы. Следовательно, центральная нервная система работает по принципу рефлекса, отражения, по принцмпу стимул - реакция.

Рефлекторный принцип нервной деятельности был открыт великим французским философом, физиком и математиком Рене Декартом более 300 лет назад.
Развитие рефлекторная теория получила в фундументальных трудах русских ученых И.М. Сеченова и И.П. Павлова.

Время, прошедшее от момента нанесения раздражения до ответа на него, называется временем рефлекса. Оно слогается из времени, необходимово для возбуждения рецепторов, проведения возбуждения по чувствительным волокнам, по центральной нервной системе, по двигательным волокнам, и, наконец, латентного (скрытого) периода возбуждения рабочего органа. Большая часть времени уходит на проведение возбуждения через нервные центры - центральное время рефлекса .

Время рефлекса зависит от силы раздражения и от возбудимости центральной нервной системы. При сильном раздражении оно короче, при снижении возбудимости, вызванном, например, утомлением, время рефлекса увеличивается, приповышении возбудимости значительно уменьшается.

Каждый рефлекс можно вызвать только с определенного рецептивного поля. Например, рефлекс сосания возникает при раздражении губ ребенка; рефлекс сужения зрачка - при ярком свете (освещении сетчатки глаза) и т.

д.

Каждый рефлекс имеет свою локализацию (место расположения) в центральной нервной системе, т.е. тот ее участок, который необходим для его осуществления. Например, центр расширения зрачка - в верхнем грудном сегменте спинного мозга. При разрушении соответствующего отдела рефлекс отсутствует.

Только при целостности центральной нервной системы сохраняется все совершенство нервной деятельности. Нервным центром называется совокупность нервных клеток, расположенных в различных отделах центральной нервной системы, необходимая для осуществления рефлекса и достаточная для его регуляции.

Торможение

Казалось бы, что возбуждение, возникшее в центральной нервной системе, может беспрепятственно распространяться во всех направлениях и охватывать все нервные центры. В действительности, этого не происходит. В центральной нервной системе, кроме процесса возбуждения, одновременно возникает процесс торможения, выключающий те нервные центры, которые могли бы мешать или препятствовать осуществлению какого-либо вида деятельности организма, например сгибанию ноги.

Возбуждением называют нервный процесс, который либо вызывает деятельность органа, либо усиливает существующую.

Под торможением понимают такой нервный процесс, который ослабляет либо прекращает деятельность или препятствует ее возникновению. Взаимодействие этих двух активных процессов лежит в основе нервной деятельности.

Процесс торможения в центральной нервной системе был открыт в 1862 г. И. М. Сеченовым. В опытах на лягушках он делал поперечные разрезы головного мозга на различных уровнях и раздражал нервные центры, накладывая на разрез кристаллик поваренной соли. При этом обнаруживалось, что при раздражении промежуточного мозга наступает угнетение или полное торможение спинномозговых рефлексов: лапка лягушки, погруженная в слабый раствор серной кислоты, не отдергивалась.

Значительно позже английский физиолог Шеррингтон открыл, что процессы возбуждения и торможения участвуют в любом рефлекторном акте. При сокращении группы мышц тормозятся центры мышц-антагонистов. При сгибании руки или ноги центры мышц-разгибателей затормаживаются. Рефлекторный акт возможен только при сопряженном, так называемом реципрокном торможении мышц- антагонистов. При ходьбе сгибание ноги сопровождается расслаблением разгибателей и, наоборот, при разгибании тормозятся мышцы-сгибатели. Если бы этого не происходило, то возникла бы механическая борьба мышц, судороги, а не приспособительные двигательные акты.

При раздражении чувствительного нерва,

вызывающего сгибательный рефлекс, импульсы направляются к центрам мышц-сгибателей и через тормозные клетки Реншоу - к центрам мышц-разгибателей. В первых вызывают процесс возбуждения, а во вторых - торможения. В ответ возникает координированный, согласованный рефлекторный акт - сгибательный рефлекс.

Доминанта

В центральной нервной системе под влиянием тех или иных причин может возникнуть очаг повышенной возбудимости, который обладает свойством притягивать к себе возбуждения с других рефлекторных дуг и тем самым усиливать свою активность и тормозить другие нервные центры. Это явление носит название доминанты.

Доминанта относится к числу основных закономерностей в деятельности центральной нервной системы. Она может возникнуть под влиянием различных причин: голода, жажды, инстинкта самосохранения, размножения. Состояние пищевой доминанты хорошо сформулировано в русской пословице: "Голодной куме все хлеб на уме". У человека причиной доминанты может быть увлеченность работой, любовь, родительский инстинкт. Бсли студент занят подготовкой к экзамену или читает увлекательную книгу, то посторонние шумы не мешают ему, а даже углубляют его сосредоточенность, внимание.

Весьма важным фактором координации рефлексов является наличие в центральной нервной системе известной функциональной субординации, т. е. определенного соподчинения между ее отделами, возникающего в процессе длительной эволюции. Нервные центры и рецепторы головы как "авангардной" части тела, прокладывающей путь организму в окружающей среде, развиваются быстрее. Высшие отделы центральной нервной системы приобретают способность изменять активность и направление деятельности нижележащих отделов.

Важно отметить: чем выше уровень животного, тем сильнее власть самых высших отделов центральной нервной системы, "тем в большей степени высший отдел является распорядителем и распределителем деятельности организма" (И. П. Павлов).

У человека таким "распорядителем и распределителем" является кора больших полушарий головного мозга. Нет функций в организме, которые бы не поддавались решающему регулирующему влиянию коры.

Схема 1 . Распространение (направление показано стрелками) нервных импульсов по простой рефлекторной дуге

1 - чувствительный (афферентный) нейрон; 2 - вставочный (кондукторный) нейрон; 3 - двигательный (эфферентный) нейрон; 4 - нервные волокна тонкого и клиновидного пучков; 5 - волокна корково-спинномозгового пути.

Каждый орган или система в организме человека играют свою роль. При этом все они взаимосвязаны. Значение трудно переоценить. Она отвечает за корреляцию между всеми органами и их системами и за функционирование организма в целом. В школе рано начинают ознакомление с таким многогранным понятием, как нервная система. 4 класс - это еще маленькие дети, которые не могут глубоко разобраться во многих сложных научных понятиях.

Структурные единицы

Главные структурные и функциональные единицы нервной системы (НС) - нейроны. Они представляют собой сложные возбудимые секретирующие клетки с отростками и воспринимают нервное возбуждение, перерабатывают его и передают другим клеткам. Нейроны также могут оказывать на клетки-мишени модулирующее или тормозное воздействие. Они являются составной частью био- и хеморегуляции организма. С функциональной точки зрения нейроны являются одной из основ организации нервной системы. Они объединяют несколько других уровней (молекулярный, субклеточный, синаптический, надклеточный).

Нейроны состоят из тела (сома), длинного отростка (аксона) и небольших ветвящихся отростков (дендритов). В разных отделах нервной системы они имеют различную форму и величину. В некоторых из них длина аксона может достигать 1,5 м. От одного нейрона отходит до 1000 дендритов. По ним возбуждение распространяется от рецепторов к телу клетки. По аксону импульсы передаются эффекторным клеткам или другим нейронам.

В науке существует понятие «синапс». Аксоны нейронов, подходя к другим клеткам, начинают ветвиться и образуют многочисленные окончания на них. Такие места и называют синапсами. Аксоны образуют их не только на нервных клетках. Синапсы есть на мышечных волокнах. Эти органы нервной системы присутствуют даже на клетках желез внутренней секреции и кровеносных капиллярах. представляют собой покрытые глиальными оболочками отростки нейронов. Они выполняют проводящую функцию.

Нервные окончания

Это специализированные образования, расположенные на кончиках отростков нервных волокон. Они обеспечивают в виде импульса. Нервные окончания участвуют в формировании передающих и воспринимающих концевых аппаратов разной структурной организации. По функциональному назначению выделяют:

Синапсы, которые передают нервный импульс между нервными клетками;

Рецепторы (афферентные окончания), направляющие информацию от места действия фактора внутренней или внешней среды;

Эффекторы, передающие импульс от нервных клеток к другим тканям.

Деятельность нервной системы

Нервная система (НС) - целостная совокупность нескольких взаимосвязанных между собой структур. Она способствует слаженной регуляции деятельности всех органов и обеспечивает реакцию на изменения условий. Нервная система человека, фото которой представлено в статье, связывает воедино двигательную активность, чувствительность и работу иных регуляторных систем (иммунной, эндокринной). Деятельность НС связана с:

Анатомическим проникновением во все органы и ткани;

Установлением и оптимизацией взаимосвязи между организмом и окружающей внешней средой (экологической, социальной);

Координированием всех обменных процессов;

Управлением системами органов.

Структура

Анатомия нервной системы очень сложна. В ней находится много структур, различных по строению и назначению. Нервная система, фото которой свидетельствуют о ее проникновении во все органы и ткани организма, играет важную роль как приемник внутренних и внешних раздражителей. Для этого предназначены особые сенсорные структуры, которые находятся в так называемых анализаторах. Они включают специальные нервные устройства, которые способны воспринимать поступающую информацию. К ним относятся следующие:

Проприорецепторы, собирающие информацию, касающуюся состояния мышц, фасций, суставов, костей;

Экстерорецепторы, располагающиеся в кожных покровах, слизистых оболочках и органах чувств, способные воспринимать полученные из внешней среды раздражающие факторы;

Интерорецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях и ответственные за принятие биохимических изменений.

Основное значение нервной системы

Работа НС тесно связана как с окружающим миром, так и с функционированием самого организма. С ее помощью происходит восприятие информации и ее анализ. Благодаря ей происходит распознавание раздражителей внутренних органов и поступающих извне сигналов. Нервная система отвечает за реакции организма на полученную информацию. Именно благодаря ее взаимодействию с гуморальными механизмами регуляции обеспечивается приспособляемость человека к окружающему миру.

Значение нервной системы состоит в обеспечении координации отдельных частей организма и поддержании его гомеостаза (равновесного состояния). Благодаря ее работе происходит приспособление организма к любым изменениям, называемое адаптивным поведением (состоянием).

Базовые функции НС

Функции нервной системы довольно многочисленны. К основным из них относятся следующие:

Регуляция жизнедеятельности тканей, органов и их систем в нормальном режиме;

Объединение (интеграция) организма;

Сохранение взаимосвязи человека с окружающей средой;

Контроль над состоянием отдельных органов и организма в целом;

Обеспечение активации и поддержания тонуса (рабочего состояния);

Определение деятельности людей и их психического здоровья, являющихся основой социальной жизни.

Нервная система человека, фото которой представлено выше, обеспечивает такие мыслительные процессы:

Восприятие, усвоение и переработку информации;

Анализ и синтез;

Формирование мотивации;

Сравнение с имеющимся опытом;

Постановку цели и планирование;

Коррекцию действия (исправление ошибок);

Оценивание результатов деятельности;

Формирование суждений, выводов и заключений, общих (абстрактных) понятий.

Нервная система помимо сигнальной выполняет еще и Благодаря ей выделяемые организмом биологически активные вещества обеспечивают жизнедеятельность иннервируемых органов. Органы, которые лишены такой подпитки, со временем атрофируются и отмирают. Функции нервной системы очень важны для человека. При изменениях существующих условий окружающей среды с их помощью происходит приспособление организма к новым обстоятельствам.

Процессы, происходящие в НС

Нервная система человека, схема которой довольно проста и понятна, отвечает за взаимодействие организма и окружающей среды. Для его обеспечения осуществляются такие процессы:

Трансдукция, представляющая собой превращение раздражения в нервное возбуждение;

Трансформация, в ходе которой происходит преобразование входящего возбуждения с одними характеристиками в выходящий поток с другими свойствами;

Распределение возбуждения по разным направлениям;

Моделирование, представляющее собой построение образа раздражения, заменяющего сам его источник;

Модуляция, изменяющая нервную систему или ее деятельность.

Значение нервной системы человека также состоит во взаимодействии организма с внешней средой. При этом возникают различные ответные реакции на любые виды раздражителей. Основные виды модуляции:

Возбуждение (активация), заключающаяся в повышении активности нервной структуры (это состояние является доминантным);

Торможение, угнетение (ингибиция), состоящее в снижении активности нервной структуры;

Временная нервная связь, представляющая собой создание новых путей передачи возбуждения;

Пластическая перестройка, которая представлена сенситизацией (улучшением передачи возбуждения) и габитуацией (ухудшением передачи);

Активация органа, обеспечивающего рефлекторную реакцию организма человека.

Задачи НС

Основные задачи нервной системы:

Рецепция - улавливание изменений во внутренней или внешней среде. Она осуществляется сенсорными системами при помощи рецепторов и представляет собой восприятие механических, термических, химических, электромагнитных и других видов раздражителей.

Трансдукция - преобразование (кодирование) поступившего сигнала в нервное возбуждение, представляющее собой поток импульсов с характеристиками, свойственными раздражению.

Осуществление проведения, заключающееся в доставке возбуждения по нервным путям в необходимые участки НС и к эффекторам (исполнительным органам).

Перцепция - создание нервной модели раздражения (построение его сенсорного образа). Этот процесс формирует субъективную картину мира.

Трансформация - преобразование возбуждения из сенсорного в эффекторное. Его целью является осуществление ответной реакции организма на произошедшее изменение среды. При этом происходит передача нисходящего возбуждения из высших отделов ЦНС к нижерасположенным или в ПНС (рабочим органам, тканям).

Оценка результата деятельности НС при помощи обратных связей и афферентации (передачи сенсорной информации).

Строение НС

Нервная система человека, схема которой представлена выше, подразделяется в структурном и функциональном отношении. Работу НС невозможно понять в полной мере, не разобравшись в функциях ее основных видов. Только изучив их назначение, можно осознать сложность всего механизма. Нервная система подразделяется на:

Центральную (ЦНС), которая осуществляет реакции различного уровня сложности, называемые рефлексами. Она воспринимает раздражители, получаемые из внешней среды и от органов. К ней относят головной и спинной мозг.

Периферическую (ПНС), соединяющую ЦНС с органами и конечностями. Ее нейроны находятся далеко от головного и спинного мозга. Она не защищена костями, поэтому подвержена механическим повреждениям. Только благодаря нормальному функционированию ПНС возможна человека. Эта система ответственна за реагирование организма на опасность и стрессовые ситуации. Благодаря ей в подобных ситуациях учащается пульс и повышается уровень адреналина. Заболевания сказываются на работе ЦНС.

ПНС состоит из пучков нервных волокон. Они выходят далеко за пределы спинного и головного мозга и направляются к разным органам. Их называют нервами. К ПНС относятся Они являются скоплением нервных клеток.

Заболевания периферической нервной системы разделяются по таким принципам: топографическо-анатомическому, этиологическому, патогенезу, патоморфологии. К ним относятся:

Радикулиты;

Плекситы;

Фуникулиты;

Моно-, поли- и мультиневриты.

По этиологии заболеваний они делятся на инфекционные (микробные, вирусные), токсические, аллергические, дисциркуляторные, дисметаболические, травматические, наследственные, идиопатические, компрессийно-ишемические, вертеброгенные. Заболевания ПНС могут быть первичными (проказа, лептоспироз, сифилис) и вторичными (после детских инфекций, мононуклеоза, при узелковом периартериите). По патоморфологии и патогенезу они делятся на невропатии (радикулопатии), невриты (радикулиты) и невралгии.

Рефлекторная деятельность в значительной степени определяется которые представляют собой совокупность структур ЦНС. Их скоординированная деятельность обеспечивает регуляцию различных функций организма или рефлекторные акты. Нервные центры имеют несколько общих свойств, определяемых структурой и функцией синаптических образований (контакт между нейронами и другими тканями):

Односторонность процесса возбуждения. Он распространяется по в одном направлении.

Иррадиация возбуждения, заключающаяся в том, что при значительном увеличении силы раздражителя происходит расширение области вовлекаемых в этот процесс нейронов.

Суммация возбуждения. Этот процесс облегчается наличием огромного множества синаптических контактов.

Высокая утомляемость. При длительном повторном раздражении происходит ослабление рефлекторной реакции.

Синаптическая задержка. Время рефлекторной реакции полностью зависит от скорости движения и времени распространения возбуждения через синапс. У человека одна такая задержка составляет около 1 мс.

Тонус, который представляет собой наличие фоновой активности.

Пластичность, являющаяся функциональной возможностью существенно модифицировать общую картину рефлекторных реакций.

Конвергенция нервных сигналов, определяющая физиологический механизм пути прохождения афферентной информации (постоянного потока нервных импульсов).

Интеграция функций клеток в нервных центрах.

Свойство доминантного нервного очага, характеризующегося повышенной возбудимостью, способностью к возбуждению и суммированию.

Цефализация нервной системы, заключающаяся в перемещении, координации деятельности организма в главных отделах ЦНС и сосредоточении в них функции регуляции.